В доказательство того, что рытье чужих могил, пусть это и будут древние курганы, принесло Казахстану немало бед, они собрали в общую картину и недавние раскопки, и отшумевшие природные стихии, связав все воедино…
Бывший житель села Чиликты, ныне алматинец и один из инициаторов повторного захоронения останков сакского царя из кургана в Чиликтинской долине Айдын ЕГЕУБАЕВ долгое время собирал случаи раскопок и последовавшие за ними природные катаклизмы, сопоставлял и сделал вывод: они взаимосвязаны!
– Когда в 2003 году извлекали останки сакского царя из Чиликтинского кургана, никто ведь не знал, как он жил, от чего умер. Может быть, при вскрытии захоронения на свет божий вместе с ним вышли и другие напасти?
Айдын и жители села Чиликты проанализировали и другие события, связанные с раскопками на всей территории Казахстана:
– Несколько лет назад в Карагандинской области были разрыты курганы, где позже возвели печально известный жилой комплекс “Бесоба”. Чем это закончилось, мы все прекрасно знаем. В Алматы накануне Азиады в 2010 году в Ремизовке были частично снесены мусульманские и православные кладбища, позже, в мае 2011 года, в горах Медеу случился невиданный доселе ураган, снесший все деревья, а затем большой пожар...
То же самое можно сказать и о переносе рынка Аулие-ата в городе Таразе, где на его месте также были проведены археологические раскопки – спустя время жители Мерке, Каратаса, Жанатаса остались без света, упала ЛЭП... Все это, мы считаем, происходит не зря: мы, казахи, всегда почитали аруахов, всячески их задабривали и старались не тревожить...
Мы попросили нашего жамбылского корреспондента Шухрата Хашимова разузнать у местных жителей: согласны ли они с таким мнением?
Напомним, в январе этого года представители Министерства транспорта и коммуникаций официально сообщили о найденных гробницах, которые датируются VII–VI веками до н. э. и относятся к эпохе ранней бронзы. Позже ученые сказали: курганы представляют собой сложное архитектурное строение, которое создавалось на протяжении нескольких лет.
Аксакал Байбосын-ата, проживающий в районе имени Турара Рыскулова, полагает, что между археологическими раскопками на курганах Жети-тобе и последовавшими событиями в регионе имеется самая прямая связь:
– Сакский курган археологи и строители раскопали еще в конце 2012 года. А между тем на протяжении многих десятков лет эти курганы никто не трогал, хотя об их древнем возрасте в несколько сотен лет всем было известно. Но местные жители всегда считали, что здесь покоится прах святого человека. Разрыть гробницы – значит навлечь несчастья и беды на родную землю.
По словам аксакала, сельчане предупреждали строителей, которые были заняты на возведении дороги Западная Европа – Западный Китай, о том, что курганы являются святынями и их нельзя раскапывать.
– Но те объяснили, что курганы – дело ученых, как они решат, так и будет, – говорит аксакал. – В результате археологи покусились на святыню, раскопали гробницы и действительно обнаружили останки человека, которого посчитали царем. Ведь рядом с погребенным нашли золотые украшения, скелет сокола-балобана, посуду и так далее. Но был ли это сакский царь? Так могли похоронить старца, которого почитали и очень уважали, считали необыкновенным человеком, провидцем или знахарем.
Как бы то ни было, вслед за этим в Жамбылской области действительно последовали необъяснимые происшествия.
– 12 января этого года в нашей области случился небывалый ураган, – говорит Байбосын-ата. – Сотни сел остались без света, тысячи жителей лишились крыш домов, погибло много скота. Урагана такой силы на моей памяти не было. Деревья, светофоры и даже столбы электропередачи гнулись как спички! Потом случилась череда странных дорожно-транспортных происшествий именно на строящейся дороге Западная Европа – Западный Китай. В трех авариях 24 февраля, 4 и 20 марта участвовали междугородние автобусы, все они следовали из Шымкента или в Шымкент, но ДТП происходили именно на территории Жамбылской области. Во всех трех случаях гибли люди – от трех до пяти человек. А 16 июня в Шуском районе случился небывалый град, который не только уничтожил большую часть урожая сельчан, но и оставил многих из них без скота.
– Эти святыни нельзя было трогать, – говорит аксакал, – это вам скажут все старики. Если строители и дальше продолжат раскапывать (а там есть еще четыре захоронения, которые ученые относят к знатной прослойке древнего общества. – Прим. ред.), то новых бед и странных происшествий не миновать.
Правда, подобные вещи сами археологи считают народной выдумкой. Известный казахстанский ученый Карл БАЙПАКОВ, в последнее время руководящий раскопками в Жамбылской области, высказался по этому поводу весьма категорично:
– То, что сейчас люди устраивают в Восточном Казахстане или на Алтае, рассказывая о влиянии неких сил извне, это пусть другие комментируют. Что касается непосредственно Жамбылской области, то здесь все немного из “другой оперы”. До археологов найденную гробницу неоднократно грабили, и никто тогда не связывал цепь происходивших обстоятельств.