Петропавловский парк культуры и отдыха с его более чем вековой историей является одним из старейших и крупнейших в Казахстане. Это сердце города, с самого своего основания он был музеем под открытым небом и хранителем истории. Например, одной из достопримечательностей парка была старая пушка, которая когда-то охраняла Петропавловскую крепость, а потом оказалась “жительницей парка”. Пушку вмонтировали в земляной вал с гротом. Фотографии возле этой горы с пушкой есть, наверное, в каждом семейном альбоме петропавловцев. Шли годы, менялись поколения, а место излюбленного фото оставалось прежним. И едва дети начинали ходить, родители вели их в парк и показывали старую пушку в горке, рассказывая, как и их сюда приводили родители.
Еще из самого дорогого для горожан – богатейшее зеленое убранство парка. Эти уходящие в небо сосны, березы, липы, тополя выращивали и школьники, и взрослые.
Петропавловский парк ассоциируется с изумительными статуями.
Поэт Евгений Евтушенко дважды бывал в Петропавловске и первым делом стремился в городской парк. В своих воспоминаниях он писал о Петропавловске:
– У меня впереди был целый день, и я решил побывать в городском парке. Через пятьдесят с лишним лет я снова посетил его.
Как пахнуло дорогими для меня воспоминаниями! Снова приветливо меня встретили гипсовые скульптуры наших классиков – Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова… И, знаете, в них что-то есть, и создавал их талантливый мастер… С классиками, может, сработала и аберрация памяти, но вот фигура девушки с веслом врезалась в память необычайно отчетливо. Я снова хотел с ней встретиться, но, увы, нашел только гипсовую женщину со снопом, тоже мою старую знакомую, но не вызвавшую такого чувства, как та, стройная, спортивная. Помнится, я даже строки сложил тогда:
И я почувствовал своим плечом,
Как девушка касается меня веслом…
Я полюбил Петропавловск и запомнил его…
Время шло, и гипсовые статуи, столь дорогие горожанам, отжили свое. На смену им пришли другие – фигуры классиков казахской и русской литературы были установлены в парке во время предыдущей реконструкции десять лет тому назад.
Такого нет в мире, или “Достойное завершение Года Пушкина в Казахстане”
А визитной карточкой не только парка, но и самого Петропавловска последние годы стал красивейший уголок с памятником Абаю и Пушкину. Здесь назначают свидания влюбленные, клянутся в вечной верности молодожены, это место всегда показывают гостям города.
А главное, памятник двум величайшим сынам казахского и русского народа на казахстанской земле символизирует вечное единство казахской и русской культуры. Для приграничного края, одного из самых многонациональных уголков нашей страны, идеи, заложенные в экспозиции, имеют особый смысл.
История в картинках
4 апреля 2006 года в Москве на Чистых прудах президенты Н. А. НАЗАРБАЕВ и В. В. ПУТИН открыли памятник Абаю. Это было торжественное мероприятие, в котором приняли участие делегации Казахстана и России. 2006 год был объявлен Годом Абая в России и Годом Пушкина в Казахстане.
Вечером того же дня Нурсултан Абишевич собрал членов казахстанской делегации и сказал:
– Впервые в Москве открывают памятник Абаю – великому казахскому поэту и просветителю. Мы должны достойно ответить памятником Пушкину в Казахстане. Подумайте!
Тогда экс-аким СКО Таир Мансуров поехал к знаменитому ваятелю Зурабу Церетели. Он рассказал ему об открытии памятника Абаю на Чистопрудном бульваре и о словах Президента.
Зураб Константинович задумался и сразу стал делать эскизы. Появились первые рисунки: сидящий Абай, пишущий Пушкин, горящая свеча... Тут он выдал:
– А что если их поставить рядом, но, учитывая, что жили они в разное время, – между ними отобразить древо жизни?
Через секунду он показал эскиз.
– В мире нет прецедента, чтобы на одном постаменте стояли два гения двух народов. Если осуществишь проект – он будет уникален! – добавил скульптор.
Идея Церетели была проработана с главным архитектором Алматы Султаном Баймагамбетовым и главным архитектором СКО Валерием Затаем. Решили, что бронзовые фигуры поэтов должны быть установлены на мощном постаменте из цельного гранита высотой 2,2 метра, высоту фигур определили в 3,5 метра, а сам монумент было решено разместить в окружении римской колоннады диаметром 50 метров.
В начале декабря 2006 года Президенту Казахстана доложили о завершении работ по проекту. Нурсултан Абишевич сказал:
– Откройте его от моего имени в День независимости, это будет достойное завершение Года Пушкина в Казахстане!
Сегодня это уже только в памяти и сердцах. Тяжелая техника уверенно рисует парку новое лицо. А у горожан щемит в груди.
Скандальная тишина
Реконструкция парка началась со скандала, который возник на пустом месте. Причем в прямом смысле слова. Петропавловцы увидели в городском парке тяжелую технику, которая стала крушить привычную глазу и дорогую сердцу красоту. Разом были сняты статуи классиков казахской и русской литературы у фонтана, под спил пошли вековые деревья, стерта с лица земли пушечная горка, разобрали колоннаду у памятника Абаю и Пушкину в самой центральной части парка. Судьба самого памятника – на волоске.
Вопросы горожан к властям, что происходит, почему, зачем, сыпались как из рога изобилия. Социальные сети, казалось, уже вот-вот лопнут от перенапряжения. Но в ответ была полная тишина. Эта немая пустота порождала еще больше социального негодования.
– Реконструкция парка не обсуждалась на заседаниях городского маслихата. На рассмотрение общественного совета города, где, полагаю, как раз нужно обсуждать такие важнейшие для города темы, этот вопрос тоже не выносили. Что за проект, по чьей инициативе, сколько денег понадобится, – рассказывал в те дни “КАРАВАНУ” Павел Афанасьев, депутат Петропавловского городского маслихата и член общественного совета Петропавловска.
Масла в огонь подлил несостоявшийся брифинг, обещанный городским акиматом журналистам по поводу реконструкции парка. Журналисты прождали встречи впустую и разошлись без официальных ответов отцов города, но с неофициальными репликами, добытыми от разных акиматовских сотрудников. Так, в свет вырвалась информация о том, что реконструкция парка ведется по инициативе каких-то представителей общественности, в том числе якобы ветераны просили просторную площадь для массовых гуляний.
Что скрывает акимат, вопрошали горожане, и город полнился слухами.
Позже заместитель акима Петропавловска Кайрола Галеев все же дал интервью, и на месте реконструкции появились стенды с проектом.
“Все будет культурно”
Заместитель главы города рассказал, что реконструкция парка предусматривает создание в нем нескольких зон. Теперь разграничат места для активного отдыха, занятий спортом, увеселительные заведения, разбросанные по всему парку, будут встречать посетителей в одном месте, а дорогой сердцу горожан старый парк с вековыми деревьями будет облагорожен. Еще в плане – современные скамейки, молодые деревья, новое освещение, украшенное “лицо” паркового фонтана и большая площадь со сценой для проведения культурных мероприятий.
Стоимость проекта, названная Галеевым, – 290 миллионов тенге, и эти деньги – из городского бюджета.
– Новая брусчатка, новый газон – все это будет очень красиво и культурно, – убеждал Галеев.
При этом больные вопросы остались без ответов.
Парк созерцания и вдохновения – и ничего больше
– Для сооружения площади у пруда спилили здоровые липы. Не могу этого понять. Каждое дерево – история города. Невосполнимый урон для флоры и фауны. Это редчайшие породы. Я лично защищал кандидатскую по акклиматизации таких пород на нашем севере. Наука работала, чтобы они здесь росли, – сокрушается профессор, заслуженный агроном РК, академик Российской экологической академии Равиль РЯЗАПОВ.
А еще почетный гражданин Петропавловска Рязапов недоумевает из-за того, что площадь гуляний и обещанная огромная сцена, судя по плану, будут рядом с… могилами:
– Здесь мусульманское кладбище. Похоронены наши предки, создавшие и прославившие город. Площадь кладбища – десятки гектаров. В советское время вставал вопрос, как облагородить эту территорию. Собрали старейшин, я был в числе тех, с кем держали совет. Власти спросили у нас, как быть. Мы посоветовали превратить кладбище в парк созерцания и вдохновения. Несмотря на то что земля в центре города всегда была нужна городу, решено было ничего иного здесь не сооружать. Надгробные плиты засыпали землей, сверху проложили дорожки и стали сажать деревья. Так родился наш “старый парк”. Копни – там везде могильные плиты. А могила отца Магжана Жумабаева сегодня является памятником. Здесь и мои предки похоронены. Мне больно. Это же пляски на костях… – с дрожью в голосе говорит Рязапов.
Кстати, за деревья в парке заступился и аким СКО Кумар Аксакалов.
– Максимально нужно оставить деревья, – отметил глава региона, осматривая ход работ по реконструкции.
Но от зелени возле пруда, о которой говорил Рязапов, к тому времени уже следа не осталось.
Классики виноваты тем, что их не тем красили?
Десять скульптур классиков, как сообщил на встрече с журналистами замакима Петропавловска Кайрола Галеев, помещены в склад отдела ЖКХ.
По словам Галеева, им нужна реставрация, так как… их неправильно красили – простой водоэмульсионной краской, а нужно было применять специальные технологии.
Почему так поступали с достопримечательностями города, вразумительного ответа не прозвучало. Как и по поводу того, какова дальнейшая их судьба.
– На градостроительном совете решат, где они будут установлены и будут ли установлены, – ответил заместитель акима города.
Есть ли будущее у символа города? – вопрос без ответа
Дальше – больше. Глядя на проект нового облика парка, петропавловцы широко раскрывают глаза, но все равно не находят там памятника Абаю и Пушкину. Пока он сиротливо стоит на прежнем месте, уже без колоннады.
– Мы проведем градостроительный совет, и на нем общественность примет решение по поводу памятника, – ответ Кайролы Галеева по поводу будущего визитной карточки Петропавловска.
– На проекте его нет. Что еще можно решить? – вопрошали журналисты.
– Это проект, это не окончательный вариант. Это концепция. Памятник, если он стоит, может остаться, а можно его и перенести – вот дословная цитата замакима.
При этом на вопрос, когда состоится градостроительный совет?, последовал ответ:
– Не могу сказать.
Может, аким Тасмаганбетов поможет?
Что ждет памятник гениям двух народов – неизвестно. Складывается впечатление, что, затевая реконструкцию, о нем даже не подумали. Это так или все иначе?
Почему за бортом проекта остались история, дорогие горожанам места, достопримечательности города? Разве нельзя было сохранить все это, придав новый облик?
И вообще, если парк задумали реконструировать на благо горожан, почему не спросили самих петропавловцев: каким они хотят видеть свое любимое место отдыха?
Спросить у всех горожан, а не у определенной когорты избранных. Элементарный соцопрос в соцсетях рассказал бы все, и никто бы в обиде не был. А власти наверняка получили бы искреннее уважение и доверие народа.
Эти вопросы мы адресуем акиму Петропавловска Марату ТАСМАГАНБЕТОВУ. И просим расценивать как официальный запрос. Марат Иманбаевич, может, еще не поздно и можно спасти хотя бы ситуацию с памятником Абаю и Пушкину, где культуры братских народов соединены древом жизни. Древо жизни – это же символ вечности, преемственности поколений. Марат Иманбаевич, такие ценности на задворки обычно не выбрасывают. А как вы считаете?
ПЕТРОПАВЛОВСК
Фото Инны ЛОПАТКО и Александра КОРОТКОВА