Дружба народов: О чем молчит статистика

Тон дискуссии задала директор общественного фонда “Стратегия” Гульмира ИЛЕУОВА, которая напомнила, как в 1997 году закрывался Государственный комитет по национальностям. По ее словам, после этого все какие-либо попытки изучать межэтнические отношения проваливались:

Есть разные уровни исследования этого вопроса, но в любом случае это должно быть некое маркетинговое изучение, когда систематически и планово наблюдается “состояние рынка” с целью изучения трендов.

Однако, по ее словам, непонятно, кто должен выступать объектом межэтнического мониторинга, а кто заказчиком – кроме государства, это никому, возможно, и не нужно.

В качестве иллюстрации к теме эксперт представила данные социологического исследования 2009–2010 годов. К примеру, одна из диаграмм показывала самочувствие различных этносов. Большинство опрошенных отметили “удовлетворенность положением собственной этнической группы в обществе” – 61 %. “В целом хорошо, но есть некоторые проблемы” – ответили 29 %, “чувствовали притеснения и ущемления” – 5 %, “чувствовали оскорбление и унижение национального достоинства” – 2 % и “затруднялись ответить” – 3 % опрошенных.

В итоге социологи сделали вывод: в сфере межэтнических отношений в Казахстане сложилась благополучная обстановка. 70 % респондентов характеризуют взаимоотношения между различными этносами как спокойные и дружелюбные. Нейтральными считает их каждый пятый опрошенный. И лишь 3 % дали негативную оценку ситуации, считая, что между людьми различных национальностей в стране сложились напряженные отношения.

Комментируя эти данные, Гульмира Илеуова пояснила:

– Социологи относят межэтнические отношения больше к социальной сфере, однако у нас за последние годы этот акцент сместился в сторону политики.

Однако куда более интересной оказалась карта, иллюстрирующая региональные особенности межэтнических отношений в Казахстане, также сделанная по результатам опросов 2009–2010 годов. Полученные социологами данные указывают на то, что регионы Казахстана достаточно сильно различаются между собой в этом отношении. Области и города республиканского значения были разбиты на четыре условные группы по уровню межэтнической напряженности (см. карту).

Распределение данных по регионам, по мнению социолога Гульмиры Илеуовой, показывает, что межэтническая ситуация более благополучно воспринимается в относительно моноэтничных областях, что и понятно.

Любопытство экспертов вызвала Северо-Казахстанская область, которая была отмечена как регион с “благополучной межэтнической обстановкой” на фоне трех соседних областей (Павлодарская, Акмолинская и Костанайская), помеченных как регионы со сложной межэтнической обстановкой.

Однако эксперт сделала оговорку: данные – пятилетней давности, и проследить динамику изменения настроений невозможно из-за отсутствия того самого мониторинга.

В целом, по мнению Илеуовой, население Казахстана держится на двух “китах” – стабильности и материальном благосостоянии.

Президент общественного фонда “Аспандау” Канат НУРОВ в ходе дискуссии коснулся казахстанской национальной идеи и напомнил, что понятие “этнос” скорее не кровнородственная общность, а культурно-бытовая:

За 23 года независимости в Казахстане был создан новый этнос на общегражданской основе – это казахстанцы. И это нормально: потому что те же казахстанские русские очень сильно отличаются от россиян на уровне стереотипов восприятия и поведения. И это очень важное завоевание, которое нельзя потерять. В этом отношении отдельная роль отводится так называемым шала-казахам. Они, как бы их ни ругали, являются остовом общества, скрепляющим казахов с русскими и другими национальностями, и задают основное этническое взаимодействие в нашей республике.

Общественный деятель Петр СВОИК, отметил: в стране сложилась нормальная межэтническая обстановка. Однако, по его мнению, согласие между этносами строится наполовину на современных гражданских принципах, наполовину – на феодальных, восточных, лукавых недоговоренностях и умалчивании. В том числе и в законодательстве.

– Например, норма о государственном статусе казахского языка и официальном использовании наряду с казахским и русского языка – это наполовину мифология, – считает он. – Ни то ни другое в правовом плане не соблюдается.

К тому же, по его мнению, события в Украине и Крыму изменили привычную систему координат в межэтнической сфере, а что будет в новой, пока никто не знает.

Историк Асылбек БИСЕНБАЕВ, говоря о межэтнических отношениях, подчеркнул: мы не знаем своего общества:

Мы не имеем представления о том, какова политическая культура казахов, чем она отличается от политических предпочтений русских? Все думают, что казахстанцы – это какой-то один универсум, где все едино. Но там, где казах не заметит, русскому будет больно – и наоборот. Дальше: что такое “стабильность”? У меня такое впечатление, что стабильность – это когда ничего не происходит. Тогда самая лучшая стабильность – на Кенсае (мусульманское кладбище в Алматы. – Прим. авт.). Межэтническая стабильность – это постоянная работа, направленная на формирование различных сил. Какие силы действуют сейчас? Пример Украины показал: нужно изучать влияние событий, происходящих на исторической родине этносов, проживающих в Казахстане.

По словам главного научного сотрудника КИСИ Ирины ЧЕРНЫХ, мониторинг состояния общества нужен. Но какой методологией при этом пользоваться?

Одно дело, что говорит человек, отвечая на вопросы анкеты, а другое – как он поступает? Не случайно вопрос о межэтнических браках возник: наши замеры в КИСИ показывают, что только 12 % населения относятся позитивно к межэтническим бракам. Около 40 % относятся негативно, и чуть более 30 % говорят о нейтральном отношении. Кроме того, замеры показывают, что есть крен от общегражданской идентичности в сторону этнической. В 2011 году 70 % опрошенных сказали, что сначала они чувствуют себя казахстанцами, а потом уже говорят об этнической принадлежности. В 2013 году уже 30 % ощущают себя в первую очередь казахстанцами. Но цифры ситуативные. Поэтому мы должны обследовать ценностные установки определенных категорий населения. Речь идет не о массовых опросах, а об исследованиях компактно проживающих этнических групп и выявлении их “самости”, а самое главное – поиска ответа на вопрос: “За что я пойду умирать?”.

Игнорирование межэтнических проблем, по мнению Ирины Черных, приводит к тому, что возникает “дилемма молчания”, когда люди не говорят о своих предпочтениях по разным причинам. Теория показывает, что это может привести к радикальным действиям. Но в Казахстане это никому не нужно.