Во вторник в Бостоне состоялось досудебное слушание по делу 20-летних граждан Казахстана Азамата Тажаякова и Диаса Кадырбаева и их ровесника американца Робела Филлипоса - однокашников чеченца Джахара Царнаева, обвиняемого в террористических взрывах на финише бостонского марафона 15 апреля 2013 года.
Тажаяков и Кадырбаев обвиняются в сокрытии улик и создании помех правосудию, а Филлипос – во лжи следователям ФБР, квалифицирующейся в США как уголовное преступление.
Все трое учились с 20-летним Царнаевым в университете штата Массачусетс в Дартмуте, а Филлипос также знал его по Кембриджу, предместью Бостона, в котором они вместе росли.
Вещдоки в мусорке
Как явствует из судебных документов, 18 апреля прошлого года обвиняемые увидели по телевидению фотографии двух молодых людей, подозреваемых в установке взрывных устройств, и заключили, что один из них очень похож на Джохара Царнаева.
Кадырбаев отправил ему смс-сообщение, в котором сообщил об увиденном. Джохар в ответ написал: "Ты лучше не шли мне смс" и "Зайди ко мне в комнату и возьми все, что хочешь".
Вечером того же дня трое друзей явились в комнату Царнаева в студенческом общежитии и унесли оттуда его ноутбук и рюкзак с фейерверками, из которых был выпотрошен дымный порох. Как будет доказывать присяжным прокуратура, друзья уже знали, что Джохар участвовал в теракте, и решили вынести вещдоки, чтобы избавить его от неприятностей.
Эти вещи они привезли в квартиру, в которой жили Кадырбаев и Тажаяков, снова увидели на телеэкране фотографии Джохара и решили выбросить рюкзак со всем содержимым в мусорный ящик рядом с подъездом. Наутро мусоровозка увезла мусор на свалку в г. Нью-Бедфорд, где рюкзак два дня разыскивали примерно 30 сотрудиков ФБР и в конце концов нашли.
По словам адвокатов, друзья не выбросили ноутбук Царнаева и даже к нему не прикоснулись. Прокуратура доказывает, что это ничего не меняет, поскольку обвиняемые вынесли его из комнаты Царнаева.
Раздельный процесс
Если Филлипоса быстро выпустили из КПЗ под домашний арест, то двое казахов, приехавших в США по студенческому обмену, уже больше года находятся в заключении.
На досудебные слушания арестантов в США обычно приводят в тюремной одежде и в оковах, и лишь во время суда они предстают перед присяжными в обычных костюмах. Недавно защитники казахов попросили судью разрешить их подопечным являться в обычной одежде и на предварительные слушания дела, поскольку в СМИ мелькают рисунки судебных художников, на которых Кадырбаев и Тажаяков изображены в наручниках и оранжевых тюремных комбинезонах, а это может настроить против них потенциальных присяжных.
Адвокаты также ходатайствовали о переносе суда за пределы Массачусетса, доказывая, что местные жители по-прежнему глубоко травмированы прошлогодними взрывами, которые унесли три жизни и ранили массу людей, и поэтому набрать из них абсолютно непредвзятых присяжных будет практически невозможно.
В числе прочего, защита указывала на лавину публикаций и телерепортажей, которые сопровождали недавнюю годовщину бостонских взрывов, и, по ее словам, неизбежно должны были настроить публику против обвиняемых, хотя они не имели к терактам никакого отношения.
Федеральный судья Дуглас Вудлок на днях разрешил казахам являться на слушания в обычной одежде, но отказался перенести суд за пределы Бостона. Он также согласился, чтобы дела трех обвиняемых слушались раздельно, и во вторник назначил начало процесса над Тажаяковым на 30 июня.
8 сентября последует суд над Кадырбаевым, а 29 сентября – над Филлипосом.
Как явствует из судебных документов, адвокаты казахов планируют убеждать прияжных, что те плохо знали английский и были не сильны в американском законодательстве. До этого они попытаются убедить судью не приобщать к материалам дела признательные заявления, которые якобы сделали обвиняемые следователям сразу после ареста.