Виктор Федорович работает в Костанайском государственном педагогическом институте, руководит научно-исследовательским центром археологии и этнологии. В 2017 году исследования на поселении Ботай ведутся в рамках проекта Казахского научно-исследовательского института культуры “Исследование и реконструкция социально-экономических и мировоззренческих контекстов на поселении Ботай”. Не прекращается его сотрудничество с зарубежными коллегами – Копенгагенским центром в области генетики, археологии, с французами, алматинским Институтом общей генетики и цитологии и др. Скоро в авторитетном научном журнале Science выходит большая статья по генетике лошадей, один из авторов которой – собеседник “КАРАВАНА”.
– У меня обязательство о неразглашении результатов этой работы, могу только сказать, что это данные по внутренней проблематике, по вопросам второго порядка, какие виды лошадей использовали ботайцы, и так далее, – говорит Виктор Федорович. – Несколько лет назад мы работали с английскими специалистами в области палеозоологии и археологии над проблемой образа жизни ботайского человека. Как раз первые результаты, касающиеся этой проблематики, выразились в документально-художественном фильме-трилогии Equus режиссера, антрополога Найоби ТОМПСОНА, а также продюсера и генетика, известного общественного деятеля Нурбола БАЙМУХАНА. Это большой международный проект, в котором участвуют канадцы, американцы, немцы, французы, казахстанцы. В конце августа 2017 года на территории Аккольского района Акмолинской области был выстроен для съемок ботайский поселок. Я выступил научным консультантом фильма. Выход его планируется в октябре 2018 года, он будет показан в 60 странах мира. Поселение Ботай. Здесь одомашнили лошадь
– До мирового признания одомашнивания лошади в степях Казахстана какие версии были популярными?
– Были версии, что древняя лошадь была одомашнена в Передней Азии, в Украине, России в регионе причерноморских степей. Но они не имели такой доказательной базы, как ботайская культура. Потом в археологии очень важно, чтобы находки находились именно в том месте, где их положили древние люди.
– Будут ли продолжены научные изыскания по данной культуре после открытия близ поселения Ботай музея-заповедника?
– Конечно, мы не прекращаем работу, сейчас готовим полное издание по Ботаю. Теперь перед нами стоит проблема исследования закономерности планировки внутри поселения. В этом году мы вскрываем пять жилищ, и оказывается, что в тех, где жили зимой, имеются специфические материалы. По ним можно увидеть, чем люди занимались в них. В одном очень четко выявляется, что туда заносили тушки пушных зверей, обрабатывали шкуры, шили одежды, – об этом свидетельствует набор инструментов: скребла, скребки, шила, проколки, тупики, иглы.
Прообраз юрты
– Жилища древних ботайцев по форме очень похожи на современные юрты, этому есть объяснение?
– Сегодня в этнографии не только у казахов, на Кавказе, Памире, Алтае и в других регионах Евразии фиксируется архитектурный прием “дарбази”, унаследованный от древних конников-ботайцев. В Казахстане известно подобное жилище “шошала” – многоугольное конусовидное строение без опорных столбов. Конструкцию ботайского жилища мы восстанавливали опытным путем. Мы построили макет в натуральную величину на основе археологических чертежей. И в течение 14 лет наблюдали, как он распадается при условии, что в нем никто не жил. После естественного разрушения постройки мы раскопали руины реконструированного жилища и сравнили стратиграфию древнего и современного. Чертежи совпали. Значит, наше предположение о его архитектурном строении имеет научное основание. Мы поняли, что ботайское жилище, а также юрта явились результатом эврики, а не эволюционного процесса. Это все решалось интуитивно и динамично. Прообразом этой конструкции является обыкновенная корзина, перевернутая кверху дном. Ботай – история через тысячелетия
По нашим данным, юрта появляется не в раннем железном веке, а в ботайское время, потому что ботайцы первыми открыли систему джайляу, миграции.
Они откочевывали от базового поселения в сторону Улытау, Торгая, находились там в весенне-летнее время, пока на севере реки очень сильно разливались. А осенью люди возвращались в свои базовые поселения. В них оставалась примерно ¼ часть населения – старики, дети, женщины. Они ремонтировали жилища, заготавливали пищу, им было известно консервирование продуктов. В базовом поселении зимой обитало до 1 500–2 000 человек.
К осени ботайцы возвращались обновленными, на джайляу они заключали браки. И среди более ста жилищ, которые мы исследовали, есть с одним очагом, а также с 3–4.
При переполнении жилища происходила сегментация, то есть отделение в другие постройки. Таким образом, семейные кланы характеризовались как динамичные, в которых нуклеарные малые семьи росли до больших патриархальных, а затем вновь распадались на малые, составляя при этом единство происхождения.
– Как делали ботайцы свои “консервы”?
– Сейчас объясню. Мы нашли идеально круглую яму диаметром более двух метров и глубиной до трех метров. Она доверху была забита лошадиными костями. При забое тушу делили на 4 части, укладывали плотно в яму, закладывали ее камнями, запечатывали наглухо глиной, а сверху разводили костры и жгли их в течение нескольких недель. Так происходила консервация мясной продукции.
Ботайская глина – удивительного качества, она идеально сохраняет кости, как будто только вчера занимались заготовками. Эти домашние консервы брали в дальнюю дорогу.
Мясо лошади и кумыс были у ботайцев основной едой. По данным палеозоологов, они съели за период существования поселения примерно 365 тысяч голов.
Тонны костей были получены из культурного слоя. Было подсчитано количество лошадей – в процентном соотношении от раскопанных жилищ. Чтобы все поселение раскопать, археологам потребуется 250 лет. Из них 37 лет мы уже использовали. Вот такие масштабы у поселения Ботай. Кто первым приручил коня
Особо следует рассказать об исследованном жилище на северной окраине поселения. Комплексные физико-химические и археологические исследования показали, что это строение для переработки кумыса и ограда, в которой находились кобылы с жеребятами на время доения.
– Кумысхана?!
– Да. И знаете что интересно? В тесте ботайских глиняных сосудов ученые Бристольского университета нашли жировые молекулы кумыса. Это уже известный факт. Но каким образом они сохранились, если жирность кумыса всего 1,5 процента? Это связано с тем, что для доения использовали постоянно один и тот же сосуд, причем его делали достаточно вместительным, яйцевидной формы, чтобы было удобно держать между коленями. Лошадь очень чувствительна, поэтому хозяйка использовала один и тот же сосуд, запах которого знает животное. Даже в наше время сохранилась традиция использовать для доения специальные ведра, на них есть надпись – “Дойное”.
Смена климата привела к упадку культуры
– По каким причинам произошло угасание ботайской культуры?
– Первый сигнал был связан с повышением температуры на планете – началось это в середине третьего тысячелетия до н. э. Степи стали превращаться в пустыни. В пятом тысячелетии, до этого процесса, травостой Ботая составлял два метра, там была огромная биомасса, обитали миллионы лошадей, а сегодня это потравные степи.
Процесс опустынивания шел также в Северо-Западном Китае, Средней Азии и Африке, при этом он сопровождался деградацией культуры. А в чем она заключалась?
Ботайцы первыми в степях выработали календарный цикл, это и есть культурогенез как система адаптации этносов в окружающей среде, в процессе которой вырабатывались режим откочевывания, погребальные обряды, определенное строение жилища, питание и так далее.
Но поскольку природный и демографический факторы не являлись стабильными, календарные циклы не закрывались, внутри культуры начинался кризис. Древние общества реагировали двумя путями: первый путь – миграция в поисках подобной ботайской экологической ниши, второй – переход на новые культурные и социально-экономические ценности. Трансформация культуры происходила при условии смены идеологических и сакральных ценностей, что сказывалось на смене обрядов и орнаментальной символики.
Ботайцы на протяжении тысячелетия расселились фактически по всему миру, об этом говорят сейчас генетические данные. На депрессионной стадии появляются новые боги – боги Солнца. Также появляется металл – медь и бронза. Эти две составляющие определили перерастание ботайской культуры в культуру эпохи бронзы. Ботай показал, что это не просто археологическая коллекция – это этнографическая археология.
– Виктор Федорович, остались загадки, которые вам, как ученому, не дают покоя?
– Конечно, есть несколько загадок на уровне фантастики. Мы их фиксируем как факты, но над ними не фантазируем. Это прежде всего факт трепанации черепа на живом человеке. После этой операции человек жил с отверстиями в голове, он был гермафродитом, возможно, по этой причине его подвергли экзекуции и назначили, видимо, шаманом. В коллекции есть удлиненная (3 см) бусина с тончайшим отверстием до 0,1 см. Когда мы просветили под микроскопом входные отверстия, то внутри оказалось пространство в виде биконической формы. Каким образом, по какой технологии это сделано – для нас большая загадка.
Таинственным является то, что вторые фаланги передних конечностей лошади орнаментированы различными геометрическими нарезками – треугольниками, кругляшками и так далее. Моя американская коллега Сандра Олсен, которая изучала ботайские изделия из кости, сделала модель платья из этого рисунка. Такие платья могли носить ботайцы.
Я же предполагаю, что это связано с определенными знаковыми системами типа тамги. Любая графика имеет три составляющие – сам рисунок, функцию и арифметику. Если по трем системам проанализировать эти рисунки, тогда, может, получится узнать их основное назначение. Но пока этого еще не сделано.
АЛМАТЫ