По его словам, "мы на протяжении 2009, 2010 годов увидим не необоснованный рост, а, скорее всего, падение цен".
Казалось бы - ну и что? Радоваться надо, особенно после бурного роста цен на все и вся в позапрошлом и прошлом году! Стало быть, товары и услуги казахстанцам станут доступнее. Однако все не так просто. Дефляция - очень сложное и многогранное явление. И премьер это хорошо понимает. "Задача будет состоять в том, чтобы поддержать наших производителей, чтобы они не разорились в этот период, а наоборот, а мы бы помогли им, во-первых, соблюдать правила достойной конкуренции на нашем внутреннем рынке и, во-вторых, не потерять внешние рынки", - сказал К. Масимов.
О том, что такое дефляция и какие "беды" она с собой насеет, мы попросили поделиться с нами известного российского ученого, доктора экономических наук, заведующего сектором экономической конъюнктуры Института стран СНГ Михаила Абросимова. Он приехал в Казахстан для научного обмена с казахстанскими коллегами и участия в совместных экономических проектах.
- Дефляция, в буквальном переводе с латыни, означает "сдувание", "спад". В экономике она означает спад, замедленное падение или замедленный рост цен на денежно-кредитном рынке, который сопровождается снижением выпуска продукции и ростом безработицы. Дефляцией также называют искусственное изъятие из обращения избыточной денежной массы, проводимое правительством страны с целью снижения темпов инфляции. И проблема эта возникла не сегодня. Еще в ноябре прошлого года на "круглом столе" в Москве казахстанские и российские ученые и политики обсуждали тему "Глобальный финансовый кризис: его последствия и антикризисные программы России и Казахстана". Представители наших стран анализировали меры по преодолению кризиса. И уже тогда было видно, что проблема дефляции станет на повестку дня в скором времени, как в России, так и в Казахстане. Наши экономики очень похожи по структуре, они развиваются параллельно и, естественно, подвержены одним и тем же "болезням".
- Но снижение цен - это же благо для граждан страны, для экономики?
- Не совсем так. Для граждан, на первый взгляд, это благо: цены падают, товары становятся доступнее. Но для экономики в целом дефляция, дефицит денег, опаснее инфляции, потому что с ней гораздо тяжелее справиться. Дефляция вызывает спад экономики, так как в результате постепенного падения цен экономические агенты предпочитают не вкладывать деньги (не инвестировать их и не покупать), а накапливать, чтобы через некоторое время - а оно может занять и год, и несколько лет - потратить их более выгодно в результате снижения цен. В результате сильно падает спрос, что ещё больше стимулирует падение цен на товары и сокращение объёмов производства из-за того, что спрос чересчур низок. Возникает "порочный круг": низкий спрос, нехватка денег диктуют снижение производства, значит - рост безработицы, что еще больше снижает спрос… Таким образом, дефляция означает не только снижение цен, но и падение доходов населения. Доходы могут снижаться гораздо быстрее сокращения цен. Экономику, которая впадает в период дефляции, весьма непросто вновь "настроить" на рост. В этот период деньги дорожают, их все ищут, и нормальный предприниматель не желает их инвестировать в производство. Потому что с низкими ценами нет надежд на прибыль. Если дефляция станет мощным фактором, государство бывает вынуждено национализировать компании и дотировать производство, чтобы избежать массовых увольнений и социальных потрясений. У китайцев есть такое выражение: "Дракон, пожирающий свой собственный хвост". Его вполне можно отнести к дефляции, где причины и следствия связаны в бесконечном круговом движении. Результатом является падение экономики. Неконтролируемое снижение цен на потребительском рынке опасно тем, что при этом сокращается прибыльность производства, и увеличиваются издержки. В результате начинается постепенное скатывание страны в экономическую рецессию.
- Но ведь, как известно, само государство порой проводит дефляционную политику, не так ли? Для чего это делается?
- Действительно, дефляционная политика является одним из способов сокращения высокой инфляции. Она подразумевает регулирование потребительского спроса в виде методов ограничения денежного спроса через денежно - кредитный и налоговый механизмы. Это - снижение государственных расходов; повышение процентной ставки за кредит; усиление налогового пресса; ограничение денежной массы. Однако все это хорошо в теории - практика доказывает, что дефляционная политика не может быть долгой. Рост налогов, формирующих доходную часть бюджета, работает на краткосрочный результат. Но в долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, то есть суммы доходов, с которых идут отчисления в бюджет. И тем более такая политика неэффективна в пору кризиса всей мировой финансово-кредитной системы. Поэтому совершенно правильно поступают правительства и России, и Казахстана, что активно вмешиваются в экономику, поддерживают банки и системообразующие предприятия, что предпринимают все усилия по обеспечению занятости населения. Нужно сохранить спрос, не дать ему неконтролируемо падать. Тогда есть надежда, что экономика постепенно выправится.
- Но хватит ли у правительств России и Казахстан сил и средств, чтобы победить дефляцию, дать возможность банкам и компаниям пережить это трудное время и восстановить экономический рост?
- Россия и Казахстан за последние годы создали неплохую финансовую "подушку", благодаря беспрецедентно высоким ценам на свои экспортные товары - это факт. И сегодня они имеют возможность оперативно и эффективно помогать своим национальным экономикам. Но хватит ли для этого средств - не знаю. Ведь масштабы государственной поддержки сегодня уже беспрецедентны, это десятки и сотни миллиардов долларов! В США счет уже скоро пойдет на триллионы долларов. А экспортные доходы наших стран продолжают снижаться. Надолго ли хватить накопленных на "черный день" запасов - никто не знает… Все будет зависеть от глубины кризиса, от того, насколько жизнеспособной окажется мировая экономика, и прежде всего - в США, которые, как ни смотри, все послевоенные годы они были "мотором" мировой экономики. К тому же ситуация осложнена солидными долгами, которые накопили банки и корпорации. Казахстан в прошлом году заплатил по долгам14 млрд. долларов (11 млрд. основного долга и 3 млрд. - проценты). В России до конца 2008 года и в первом квартале 2009 года должны вернуть заемщикам 150 млрд. долларов. И вся эта ноша поневоле ложится на плечи правительств. Но выхода нет. За долги бизнеса платит государство. И это тоже понятно, иначе многие активы, включая и предприятия, могут перейти к зарубежным хозяевам. А такого суверенное государство допустить не имеет права.
Сегодня, как никогда, высока роль государственного регулирования. Направить усилия на структурную перестройку всего экономического базиса, умело и осторожно вести денежно-кредитную политику, балансируя между инфляцией и дефляцией, сохранять производственный потенциал и перестраивать его в соответствии с новейшими тенденциями мирового развития - только на этом пути можно добиться успеха. Мы еще не все осознаем, что мир вступил в эпоху кардинальных перемен. И кризис - только "спусковой крючок" процессов, смутные образы которых еще только угадываются в ближайшем будущем.
Какими они будут - в немалой степени сегодня зависит и от правильно выбранной экономической политики наших государств.
Рисунок с сайта http://www.from-ua.com