Дождь, гроза, жара и пожарная опасность в один день: зачем МЧС шлёт бесполезные SMS-оповещения

Дождь, гроза, град, сильная жара и пожарная опасность. Такая противоречивая информация часто приходит казахстанцам от МЧС. О том, как формируют такие SMS, и каких финансовых затрат они требуют, корреспондент медиапортала Сaravan.kz спросил непосредственно у министерства.

Никто не сомневается в важности оповещений о ЧС. Однако от казахстанцев поступают жалобы, что SMS-сообщения от службы 112 приходят ночью, и часто дублирующие друг друга. К примеру, в июне абонентпришло сразу три сообщения о том, что 2-3 июля в Алматы ожидается сильная жара и сохраняется пожарная опасность (в 15 часов 41 минуту, 16 часов 58 минут и 17 часов 59 минут). В тот же день приходили SMS о том, что ожидается дождь с грозой. А главное, непонятно, что с этой информацией делать: не выходить из дома, страховать автомобили от падения деревьев или спасаться от жары у ближайшего водоема? Такие рассылки выглядят, как некорректный прогноз погоды. Причем приходят они настолько часто, что люди перестали воспринимать их всерьез.

Что характерно, действительно важную информацию служба 112 не присылает.

К примеру, 5 июля в социальной сети очевидцы написали о том, что грязевой поток перекрыл дорогу в районе Чарына. 7 июля – сообщалось о том, что затопило дворы домов в селе Сатты. Следует отметить, что все эти районы считаются туристическими, ежедневно на Чарын и в Сатты едут тысячи людей. Однако соответствующих сообщений от службы 112 не поступало.

Традиционные SMS про дождь, грозу и пожарную опасность все, конечно, видели. Но если бы в сообщении конкретно было сказано про склоновый сток и перекрытую дорогу, то туристы вряд ли поехали бы на Чарын. И любители гор не отправились бы в поселок Сатты, зная о затоплении домов.  К счастью, жертв и пострадавших не было.

Или, к примеру, 9 июля пришло SMS-сообщение: «В Алматинской области купание в неустановленных местах запрещается, не оставляйте детей без присмотра взрослых». При этом алматинцы уже с мая отдыхают у водоемов. Важные сообщения приходят с явным опозданием, остальные – выглядят так, будто МЧС решило подстраховаться на все случаи жизни.

В определенные периоды оповещения о погодных явлениях приходят каждый час. Складывается впечатление, что на такие SMS выделяют деньги из бюджета, и чем больше их «вывалят», тем больше финансов "распилят".

Сколько стоит SMS-оповещение?

МЧС уверяет, что наши доводы неверны. В ответе на запрос за подписью вице-министра по чрезвычайным ситуация Мереке Пшембаева указано, что в соответствии с действующей нормативно-правовой базой Казахстана операторы сотовой связи должны бесплатно для населения предоставлять услуги по оповещению и информированию в случае угрозы возникновения ЧС. Тем не менее в 2013 году, когда только запускали систему, исполняющий обязанности начальника отдела телекоммуникационных систем и связи ДЧС Алматы Данияр Дерибаев сообщил, что расходы все-таки есть, и операторам сотовой связи должны возмещаться какие-то затраты.

О чем шла речь, какие конкретно «плюшки» предложили операторам - неизвестно.

Возможно, компании сотовой связи взамен рассылки 112 получают налоговые преференции, субсидии, компенсацию затрат на так называемые универсальные услуги. Все это вполне измеримые в деньгах вещи.

Заявление Данияра Дерибаева министерство никак не прокомментировало, за подробностями договоров с Кар-Тел (Beeline), Kcell, Tele2Kazakhstan посоветовало обратиться в Министерство цифрового развития.  

Что касается содержания дежурно-диспетчерских служб, то в год на одно областное подразделение уходит порядка 30 млн тенге: 

 «Затраты на содержание дежурных служб МЧС складываются из материально-технического оснащения (оргтехника, средства связи, системы визуализации, офисная мебель и др.), а также зарплатного фонда и оздоровительного пособия (отпускные) личного состава», - указано в ответе на запрос.  

Как работает система рассылок?

Если вы думаете, что в системе оповещения все автоматизировано, то вы ошибаетесь. Как это обычно происходит?  Дежурный офицер получает сводку о возможном ЧС или об изменении погодных условий. Если информация пришла от "Казгидромета", то он обязан сделать рассылку. Если от случайного человека, позвонившего на номер 112, то дежурный самостоятельно принимает решение об информировании населения. Что дальше происходит? Живой человек из МЧС формирует текст рассылки, затем по электронной почте передаёт его в акимат и операторам сотовой связи. При этом дежурный офицер чаще всего пользуется шаблонами, иногда их совмещает. Вот и получается, дождь, гроза, град и пожарная опасность – все в одном флаконе.  

«Каждое SMS-сообщение подготавливается сотрудниками дежурных служб МЧС на государственном и русском языках с его транслитерацией на латинице, которое направляется исполнителям операторов связи в электронном виде, для дальнейшей рассылки гражданам. Персональную ответственность за достоверность SMS-сообщений несут сотрудники дежурных служб МЧС, а за своевременность отправления - оператор соответствующей сотовой связи», -  сказано в письме.

Казалось бы, механизм рассылки заработал, но тут есть свои подводные камни. Система оповещения слабо автоматизирована, и все завязано на сложную цепочку из людей в разных компаниях. Кроме того, у сотовых операторов имеются свои организационные, технические особенности - время доставки SMS сообщений может составлять от 4 до 6 часов.

Теперь давайте представим ситуацию. "Казгидромет" выдает сводку о том, что в ближайшее время ожидается сход селя, возникает опасность затопления, обрушения домов и обрыва линий электропередач. Сначала диспетчер создаст сообщение, а затем разошлет всем операторам, где люди тоже его обработают и отправят на рассылку, время реакции - от десяти минут до часа, оно никак не регламентируется. А если операторы будут доставлять сообщение пользователям 4-6 часов, то к моменту пика рассылки может пойти сель, люди не успеют получить SMS и покинуть опасную зону.

Такие негативные сценарии могут быть и при землетрясениях. Кстати, с сейсмостанциями, оповещающими об активности земли, у нас тоже проблема. Недавно МЧС сообщило, что в Казахстане только 69 сейсмологических станций, шесть из которых – в нерабочем состоянии. По расчётам специалистов, на выставление дополнительных станций и биостационаров потребуется 72 млрд тенге.

Важно понимать, что такое строительство окупится только в случае, если МЧС предотвратит 4 тысячи смертей. В экономике катастроф жизнь человека имеет вполне конкретную оценку. 

Каждая смерть - это падение производительности труда, уменьшение трудовых ресурсов, предоставление социальных льгот и гарантий семьям пострадавших.

Все эти показатели учитывают, определяя ценность человека. В Казахстане стоимость жизни примерно такая же, как в России, судя по объемам выплат по потере кормильца.  

Сможет ли строительство сейсмостанций оправдать себя, если у нас не все в порядке с системой оповещения? Может, нужно с нее начать?

Путь к совершенству

Впрочем, как указано в ответе на запрос, какие-то шаги для усовершенствования системы уже делаются. МЧС совместно с частной компанией на безвозмездной основе разработали мобильное приложение Darmen, через которое передается информация о штормовых предупреждениях, закрытиях автодорог, даются рекомендации о мерах безопасности при различных ситуациях. С помощью приложения жители могут мгновенно получать уведомления об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в своем регионе.

Кроме того, совместно с АО «Казактелеком» реализуется пилотный проект по развертыванию систем CellBroadcast в Казахстане для организации оповещения и информирования населения через мобильные телефоны на базе операторов сотовой связи «Мобайл Телеком-Сервис».

Учитывая, что на рассылку SMS-сообщений затрачивается от 4 до 6 часов на регион, технология Cell Broadcast (широковещательная рассылка текстовых сообщений) позволяет в масштабе страны передавать текстовые сообщения на мобильные телефоны в течение 12-20 секунд. Систему раннего оповещения о cильных землетрясениях запустят в Алматы

МЧС также планирует внедрить в своих подразделениях модуль «АРМ Диспетчер». Это позволит в режиме онлайн заполнять оперативную информацию о чрезвычайных ситуациях и количественных показателях без дополнительных звонков и перенаправления информаций в ЦУКС, а также хранить данные в архивной базе. При этом оперативная сводка будет формироваться в автоматическом режиме.

Ведется работа по внедрению в архитектуру МЧС автоматизированной информационной системы «ГИС ЧС». Профильные инструменты данной ГИС-системы будут использоваться подразделениями МЧС в дополнение к геосервису единого оператора по предоставлению данных дистанционного зондирования Земли АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары».

Платформа включает в себя системы с функциями сбора и регистрации получаемой информации о ЧС, цифровой паспорт безопасности, формирование прогноза ЧС, моделирование развития ситуаций и возможных последствий ЧС, расчет сил и средств для предотвращения прогнозируемых ЧС, выдача прогноза ЧС, атлас карт, формирование отчетов.

Финансовые средства, необходимые для внедрения этих проектов, находятся на стадии расчетов.

И снова о средствах

Напомним, что в последние годы МЧС усиленно готовилось к созданию Единой дежурно-диспетчерской службы «112» при местных исполнительных органах. Акиматы объявляли тендеры, закупали оборудование, распределяли бюджет. ЕДДС планировали ввести в действие 1 января 2023 года, но в декабре 2022 года все отменили. Возникает вопрос, куда делись оставшиеся средства от несостоявшегося проекта? Почему их не передали в МЧС, не использовали для усовершенствования имеющейся системы оповещения?

В ответе на запрос указано, что сейчас оповещения об угрозе возникновения ЧС относятся к компетенции МЧС и «в рамках создания ЕДДС-112 при местных исполнительных органах вопрос передачи функций оповещения и его усовершенствования не рассматривался».

В общем, все, что планировалось потратить в МИО, остается в МИО. На что потрачены деньги, выделенные на проект, неизвестно.