Данный вопрос, конечно, прежде всего, политический и решать его будут президенты Белоруссии, Российской Федерации и Казахстана. Изначально единая валюта Евразии – это идея президента Казахстана, единый евразийский Центробанк запланирован в Алма-Ате.
В реакции представителей Казахстана нет ничего удивительного. Республика Казахстан проводит очень взвешенную монетарную и промышленную политику. Казахстан является наиболее успешной в экономическом плане республикой бывшего советского пространства. Проведённая в прошлом году с молчаливого согласия экономического блока российского правительства девальвация российского рубля на много лет подорвала доверие к российской валюте. При этом российские монетарные власти имели возможность не допустить данного сценария. Накопленные международные резервы, стандартные методы монетарной политики никто не отменял. В крайнем случае можно было ввести административные меры, ограничивающие движение капитала и, соответственно, давление на рубль. Но российские монетарные власти предпочли бездействовать. В результате доверие к тенге сейчас выше, чем к рублю.
У участников финансового рынка и внешнеэкономической деятельности к новой евразийской валюте будет сейчас больше вопросов, чем ответов. Все прекрасно понимают, что евразийская валюта, будет очень похожа на российский рубль. Экономики Беларуси и Казахстана намного меньше экономики РФ. Плюс вопрос в будущей монетарной политике, не совсем ясно какой она будет. Было бы неплохо, если бы в вопросах процентных ставок и валютного курса Москва поучилась бы у Астаны. В любом случае, доверие к единой евразийской валюте придется нарабатывать годами, а потерять его можно в один день.
Александр Разуваев, директор аналитического департамента Альпари