Например, в 2006 году наша «Группа оценки рисков» провела исследование по оценке возможных экономических, политических, демографических и прочих последствий разрушительного землетрясения в Алматы, с участием широкого круга специалистов. К сожалению, выводы позволяют назвать «южную столицу» городом обреченных. Еще более непонятна ситуация с финансовым ущербом для всей экономики Казахстана, учитывая то, что Алматы является одним из крупных доноров республиканского бюджета. При этом здесь даже не берется в расчет прямой и косвенный материальный ущерб, связанный не только с разрушением городской инфраструктуры, но и с серьезным сокращением трудовых ресурсов в связи с гибелью людей, приводит слова известного казахстанского политолога Досыма Сатпаева портал Exclusive.
При этом для властей более опасны политические последствия разрушительного землетрясения в Алматы, так как проблемой будут не погибшие, а именно выжившие алматинцы, у которых возникнут явно завышенные ожидания и требования к Астане быстро и эффективно решить все проблемы. Ведь кормить обещаниями людей, многим из которых уже нечего будет терять – это чревато серьезным социальным взрывом. К тому же, как отмечают эксперты, многие алматинцы потеряют свой привычный социальный статус, провоцируя массовые перемещения граждан из разрушенного города в другие регионы Казахстана, в том числе и в Астану.
На региональном уровне
Дефицит водных ресурсов. Серьезный риск военных конфликтов
Заявление президента Узбекистана Ислама Каримова о том, что строительство тех же ГЭС в Таджикистане и Кыргызстане приведет «…не только к противостоянию, но и к войне» вряд ли являются просто словами, так как речь снова идет о трансграничных реках, от которых зависит жизнь всего региона.
Конфликты за анклавы и спорные участки границы
На данный момент мы пока видим количественный рост тех же пограничных столкновений, в первую очередь, между Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. В этом нет ничего удивительного, так как именно эти три государства в Ферганской долине попали в ловушку своих анклавов, которые располагаются на территории соседних государств. По данным экспертов, в Центральной Азии сейчас восемь анклавов, при этом больше всего их насчитывается именно в Кыргызстане, где располагаются два таджикских и четыре узбекских анклава. Но, в любом случае, угроза перерастания локального пограничного конфликта в нашем регионе в полноценную войну вполне возможна.
Прорыв радикальных групп из Афганистана в ЦА
Слабое звено – Туркменистан. Существует риск дестабилизации обстановки в Каспийском регионе.
На субрегиональном уровне
С самого начала, руководство Казахстана сделало ставку только на гарантии международных договоров и на участии республики в многочисленных региональных объединениях. То есть, длительный период национальная безопасность Казахстана зависела не столько от вооруженных сил, сколько от многочисленных международных соглашений. Которые дают трещины в последние годы, в связи с кризисом системы международного права и с активизацией «дипломатии канонерок».