Благословенная земля
От Усть-Каменогорска до Катон-Карагайского района, где расположены знаменитые термальные источники, село и одноименный санаторий “Рахмановские ключи” (здесь мне предстояло провести ближайшую отпускную неделю), 450 километров. Это самое сердце Алтайских гор, расположенное на высоте 1 760 м над уровнем моря, на стыке границ четырех государств: Казахстана, России, Монголии и Китая.
Добираться сюда лучше на машинах высокой проходимости – слишком уж разбиты дороги. Местные жители прочили нам примерно шесть с половиной часов езды, но с фотосессиями и остановками на перекус вышло примерно 10 часов. Кстати, о еде. Наш водитель во время трапезы в придорожном кафе предусмотрительно не стал говорить о том, что уплетаем мы вкуснейший куырдак из маральего мяса (иначе не стала бы есть – оленя жалко).
…Позади сотни верст и затерянных деревушек, в которых, кажется, замерло время: никакой тебе суеты, только натурхозяйство и природа кругом. А в глаза бросается слишком уж большое количество магазинов на душу аульского населения с таким же выбором алкоголя на полках…
Олени и компания
После долгой дороги из буйных красок осени мы попадаем в зимнюю сказку: легким снежным кружевом усыпаны мохнатые лапы сосен, крыши гостевых домиков и беседок, опустевших в это время года.
– Поприветствуйте Рахмана и выпейте его святую воду, – встречает нас местная кудесница, в миру – старшая медсестра санатория Салтанат АСЕНОВА.
Кто такой Рахман и почему этот край назван его именем? По одной из легенд, охотник Рахман ранил марала и, преследуя животное, вышел к горному озеру. Раненый олень стоял в воде, а как только зверолов попытался приблизиться, устремился прочь, словно и не был подстрелен.
С тех пор чудодейственная сила озера, названного в честь охотника, манит к себе тысячи людей. Манит исцеляющей силой радоновых источников и горного воздуха, мощью вековых деревьев, исполняющих желания, байками о персонажах из других миров.
Кстати, сущности из параллельной реальности отражаются на фотографиях, сделанных на любительские и профессиональные камеры (в чем я убедилась сама), видятся из-за густой хвои кедров, являются местным и приезжим в снах, кого-то – пугая, кого-то – оберегая.
Здешний охотник рассказывал, что ночью в избушке, где он заночевал перед выходом на лов, его душила “какая-то нечисть”. Может, предупреждала, что не стоит убивать зверя?.. А звери в этих местах разные. И медведи, в том числе сбежавший из санатория подросший отпрыск семейства потапычей, которого взяли на попечение после того, как застрелили его мать, и росомаха, от когтей которой вам грозит неминуемая смерть. По этой причине отдыхающих, направляющихся в горы, всегда сопровождают бравые вооруженные молодцы из охраны санатория.
По утрам в ожидании вкусняшек нас встречали белки и кролики. После завтрака – лечебные процедуры, список которых обширен: от радоновых и пантовых ванн до фитобочек. Описывать полученное удовольствие и пользу для тела физического и ментального – долгая история. Но после каждодневных многочасовых сидений у компьютера, кислородного голодания и вечной астанинской суеты в руках профессиональных врачей и медсестер вы чувствуете себя заново рожденным.
После обеда мы отправлялись на пешие прогулки по большой территории с мостиками, сидели в "беседке влюбленных", собирали целебные бадан и исландский мох. А если повезет – то и кедровые орешки, не полузганные белками.
…И спасутся они у Белухи
Множество легенд связано с Алтайскими горами, в первую очередь – с наивысшей точкой, горой Белухой. По преданиям, здесь находится обитель богов и духов, а во время апокалипсиса спастись можно будет именно у Белухи.
В последние годы, говорят местные жители, сюда проложили тропы толпы шаманов и туристов, и, вполне возможно, вскоре Белуха “закроется” от любопытных глаз.
Путь к священной вершине долгий, а посему отдыхающие в “Рахмановских ключах” любуются ее красотой на расстоянии – поднимаясь на перевал Радостный. По пути мы видели горные камни, выстроенные в причудливые пазлы, вереск, который является оберегом домов и который, оказывается, нельзя срезать женщинам.
Другие тропы к чудесным местам Рахмановского края были такими же захватывающими. Мы побывали в деревянной часовне, построенной больше десяти лет назад и уцелевшей во время масштабного лесного пожара 8 августа 2008 года.
После часовни нас ждал водопад “Усы батыра”, быстрые воды которого уносят все ваши мысли со знаком “минус” в небытие, а на смену им прибывают потоки обновления.
Есть у Рахмана и “женский” водопад – “Волосы Вероники” (или Венеры), но попасть на него в этот раз нам не удалось – прогулки на лодке к водопаду к нашему приезду завершились из-за холодов. Зато автору этих строк довелось уйти дальними тропами в глубину кедрового царства и причудливых коряг, напоминающих сказочных чудовищ, и заглянуть в прозрачные воды Рахмановского озера, где обитают специально завезенные хариус, язь и другие рыбы. И, конечно, мы побывали в самой высокогорной мечети Казахстана “Аль-Куддус”, которая находится на территории санатория.
Перезагрузка
Постоянный гость здешних краев – знаменитый советский конструктор, создатель “Нивы” Пётр ПРУСОВ. С казахстанской землей сына белорусского народа связывает целая эпоха: освоение целины в Акмолинской области, участие в создании автомобильного завода в Усть-Каменогорске и еще много-много страниц.
– Спустя 25 лет после моей работы на полях Акмолинской области я оказался в одной компании в Германии. Сидевшая за столом женщина пристально смотрела на меня, и вдруг выдает: “А это не вы нам плетень в огороде в таком-то году сломали?”. Это был ваш покорный слуга, который во время 12-часовой работы в поле на тракторе уснул и ушел далеко в сторону. А проснулся от хруста сломанного плетня на чьем-то огороде. Как оказалось, это был огород этой самой женщины, переехавшей из деревушки близ тогда еще Акмолы в немецкий город, – рассказал нам в перерыве между лечебными процедурами Пётр Прусов.
И еще много чего поведал соавтор такой уже раритетной продукции, как сковорода и утюжная плита. Но, конечно, главной гордостью конструктора остается “Нива”, которая по-прежнему дает фору современным джипам.
Отметился в здешних краях и финский актер Вилле ХААПАСАЛО (тот самый иностранец из “Особенностей национальной охоты”). Вместе со съемочной группой Вилле подготовил проект “30 дней на Алтае”, побывав в России, Казахстане и Монголии.
Сейчас сам санаторий находится на консервации – до весны. И если вы, как автор этих строк, намереваетесь абстрагироваться от суетного и преходящего, чтобы с новыми силами вернуться в сложный мир информации и прочих вещей, то добро пожаловать в “Рахмановские ключи”. Терапия пролонгированного действия вам гарантирована.
АСТАНА