Геоэкономическое положение Казахстана также имеет много общего с тем периодом истории: в прошлом Казахстан поставлял Китаю свой главный стратегический товар - коней, сегодня таким товаром являются нефть и другие природные ресурсы".
Это - цитата из книги "Казахская стратегия Цинской империи", изданной "Институтом Экономических стратегий - Центральная Азия" в серии "Казахстан и мир". Среди бурной издательской деятельности Института данную книгу можно считать лучшим проектом.
Автор книги - известный отечественный китаевед, доктор исторических наук Клара Хафизова.
С точки зрения неспециалиста, но систематически интересующегося историей Казахстана читателя, монографию можно расценить как исключительно удачную книгу. Автору удалось создать компактную, но при этом информационно-насыщенную работу. Одновременно демонстрируется весьма объективный анализ исторических фактов, что нечасто можно увидеть в новейшей казахстанской историографии.
Нельзя не согласиться с оценкой, данной книге известным публицистом Сейдахметом Куттыкадамом: "На скудной ниве отечественной исторической науки монография известного синолога Клары Хафизовой ярко выделяется… Книга хороша тем, что в ней нет ложного патриотизма, и она исторически достоверно описывает события тех лет".
Стоит добавить к этому, что автор приводит в работе широкую библиографию по данной теме, состоящую из десятков книг и публикаций на китайском и русском языках, изданных в Казахстане, России и Китае.
События 18-го - первой половины 19-го веков в книге даны в широком историческом контексте. Автор приводит данные не только по основной теме работы - китайской политике в отношении казахских жузов, - но и по ситуации той эпохи в современной Средней Азии и северо-западном Китае, роли России в происходивших тогда в регионе процессах, о социальной и политической структуре казахского общества.
Есть в монографии и много специфической информации, которая, насколько нам известно, до сих пор была очень слабо доступна широкому читателю, не профессионалу-историку. Например, о казахско-китайской торговле. Можно увидеть в старинных фактах и кое-что узнаваемое. Например, политику цинских властей по четкой организации, естественно, в свою пользу, и регламентации этой торговли. Или - периодические возмущения казахов, получавших в обмен на свой стратегический товар, лошадей, некачественные китайские товары. Кстати, и центры казахско-китайской торговли тогда были те же, что и в начале 21-го века: Урумчи и Кульджа.
"Казахстанская политика Цинской династии имеет свои особенности, вызванные той политической и стратегической ролью, которую она придавала Казахстану связи с географическим положением - буфера между Российской и Цинской империями. Свой отпечаток на форму международных отношений и дипломатические институты накладывала и специфика казахского общества, которая заключалась в кочевом образе жизни и довольно устойчивых патриархально-родовых традициях казахов", - пишет Клара Хафизова, приводя далее интересную периодизацию казахско-китайских отношений с объяснением каждого из периодов в контексте международной обстановки того времени.
Именно, исходя из этого контекста, автор много и интересно освещает казахско-джунгарские отношения, всю их драматичность для казахского народа.
Клара Хафизова помогает внимательному и непредвзятому исследователю понять, насколько сложной была политическая ситуация той эпохи в Средней Азии и нынешнем Синьцзяне, а через это - и мотивы многих узловых моментов в дальнейшей казахской истории.
Работа Клары Хафизовой достойна того, чтобы стать книгой, не просто желательной, а обязательной для изучения в школьном и университетском курсах истории.
Сегодня, к сожалению, таких работ в их перечне очень немного.