Достаток казахстанцев будет зависеть от решительности правительства

За неделю пшеница подорожала со 120 до 135 долларов за тонну. И, видимо, движение вверх будет продолжаться. В основном на слухах и давлении мировых цен. Рост спровоцировал запрет на вывоз зерновых из России. Это решение было принято для защиты внутреннего рынка на фоне массовых санкций Запада. После чего министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров намекнул, что РФ может закрыть экспорт минеральных удобрений, что повлияет на национальную безопасность ряда стран и может вызвать дефицит продовольствия.

Россия занимала в Европе около трети рынка. И специализируется на базовых удобрениях. Вроде бы это самый дешевый сегмент, но без базовой подкормки невозможно вводить в почву другие виды удобрений. В итоге Москва расшатала рынок. По данным “Fox News”, цена на азотные удобрения в США выросла с 245 долларов в прошлом году до более 800 долларов в 2022 году. И она растет дальше.

Европа не вымрет

Средняя по интенсивности сельского хозяйства Франция закладывает в гектар 230–240 кг минеральных удобрений. Благодаря этому она получает в среднем по 67–70 центнеров мягкой пшеницы с га. Что будет делать французский фермер, когда цены на азотные удобрения выросли, а калийные стали недоступны? У него есть технологическая карта, которая говорит ему, что и на каком участке сеять, вид удобрений и когда их применять, какие работы проводить. И он будет эту карту соблюдать, так как по рукам и ногам связан контрактами с МСХ Франции, от которого он получает субсидии.

Европа от голода не вымрет. Запас прочности у западных стран большой. Другое дело, что продуктов питания будет произведено меньше и они будут худшего качества. Возможно, не так востребованы будут излишества в виде органических продуктов.

Больше других пострадают регионы, которые зависят от импорта продовольствия: Ближний Восток и Африка. Еще хуже будет странам, которые получают еду по программам помощи. Например, Афганистан. Вместо 2 тонн муки благотворители смогут купить только тонну: никто не будет давать им больше денег из-за роста цен.

Мы тоже перебьемся

Питание казахстанцев тоже станет беднее. Ровно по той же причине: рост цен на удобрения.

Промышленным производством овощей в республике занимаются дунгане в Жамбылской области. Они выращивают картофель, капусту, лук, редьку, помидоры. Многие из них пока не оправились после погрома в феврале 2020 года. Один из жителей села Масанчи рассказал “КАРАВАНУ”, что в этом году он сажать овощи не будет из-за быстрого роста цен на минеральные удобрения.

– В прошлом году мешок селитры стоил 5 тысяч тенге. В этом уже 18 тысяч. Мне на 10 гектаров надо 300 мешков. Вот и считайте. Нет, я лучше этот год на чесноке переживу, – признался он.

С зерном – засада

– Очень малое количество осадков и прогнозы метеорологов говорят, что высокого урожая ждать не придется. Если это так, желательно оставить чуть побольше переходящего остатка зерна, – рассуждает в беседе с “КАРАВАНОМ” Евгений ГАН, председатель Ассоциации зерноперерабатывающих предприятий. – Но здесь тоже засада: данным статистики не всегда можно верить. Как правило, Казахстан к концу сезона оставляет небольшой запас. Но, по моим ощущениям, в нем большая доля воздуха. Когда у крестьян 500–600 тысяч тонн пшеницы, возникает вопрос: какой ему смысл сохранять так много? Не факт, что это зерно ему удастся сберечь. Поэтому надо считать, что объемы меньше, чем заявлено.

СПРАВКА “КАРАВАНА”

Запас продовольственной пшеницы в стране составляет 6 миллионов тонн, сообщил министр сельского хозяйства РК Ербол Карашукеев. Плюс 144 тысячи тонн муки. Этого достаточно на 300 дней. Таких объемов хватит не только для обеспечения внутренних потребностей, но и на выполнение экспортных контрактов.

Скачок цен отразится не только на муке. Он потянет за собой всю линейку социально значимых продуктов питания. Надо это правительству? Конечно, нет. Поэтому ему надо будет как-то на ситуацию реагировать.

В то же время закрывать экспорт из Казахстана нельзя, считает эксперт “КАРАВАНА”. Мы кормим хлебом всю Центральную Азию. Больше никто не поставляет зерно в Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. И, если мы запретим вывоз пшеницы, завтра их президенты будут в Акорде. А объяснять им, что теперь они будут покупать только муку, будет очень проблематично. На экспорт мы эти объемы отправлять должны. Хотя бы, чтобы наши крестьяне вернули свои затраты.

Голода в Казахстане никогда не было, если его не создавал сам человек

Шторм на рынках создает условия для максимального использования потенциала и привлечения инвестиций в АПК РК, уверен Кайрат БИСЕТАЕВ, глава Ассоциации картофелеводов и овощеводов Казахстана. Он говорит, что история дает стране шанс, которым надо пользоваться.

– Последние кризисы показывают, что меньше всех страдает сельское хозяйство. Не только в Казахстане. Во всем мире. Да, у нас возникли риски с логистикой: мы не знаем, успеют ли приехать к нам семена из Европы. Курс валюты бьет по цене удобрений, пестицидов, запчастей. Но это не смертельный удар. То, что сейчас происходит, – это огромный шанс для нашего села. Давайте будем прагматиками: это случилось не по нашей вине.

Но сегодня надо максимально посеяться, на максимальной площади. Для этого правительство должно дать крестьянам дополнительные деньги на семена, удобрения и пестициды. В масштабах государства это совсем не большие деньги. Обеспечив всё это за март – апрель, мы сможем получить к осени новые рынки и новую стоимость, – уверен Бисетаев.

СПРАВКА “КАРАВАНА”

Продовольственная организация ООН (FAO) запросила 150 миллионов долларов для финансирования посевной мелким хозяйствам на Украине. В настоящее время у организации есть только 50 миллионов долларов.

– То, что сейчас происходит, не закончится за месяц–два. Большой вопрос: как проведут посевную в Украине? Эта страна имеет серьезный сегмент на внешних рынках и влияет на мировые цены. Украина была одной из самых развитых стран в сельском хозяйстве региона. Если не самая сильная. И этот удар бесследно не пройдет. Поэтому конкурентная способность казахстанской продукции возрастает, – говорит Кайрат Бисетаев. – Ничего нового нам не надо делать. Опыт карантина показал, что наше правительство может мобилизоваться и принять решение, на которое раньше уходили месяцы. Нужны постоянные консультации бизнеса и власти на уровне фермеров и акиматов областей, на уровне отраслевых ассоциации и министерств. Нам надо правильно понять ситуацию с рынками. И уже с лета начать работать с ними.

– Голода в Казахстане никогда не было, если его не создавал сам человек. Тем более сейчас, – уверен глава ассоциации. – Казахстан сегодня – самая продвинутая страна в деле выращивания картофеля, моркови и свеклы. Пшеница – главный экспортный кошелек АПК. Большой потенциал по мясу. Давайте будем работать.

АЛМАТЫ