Дорожный знак – враг бюджета

И это, надо признать, далеко не единственная проблема мегаполиса. Поэтому, на мой субъективный взгляд, предложение главы городского акимата САГИНТАЕВА обсудить направления развития местной инфраструктуры выглядит как нельзя более своевременным.

Напомню, недавно аким призвал всех казахстанцев вносить свои предложения в проект стратегии развития Алматы до 2050 года. Хочется надеяться, что данное название отражает именно позитивные изменения, которые должны произойти в городе за предстоящий 30-летний период, а не сроки обсуждения самого проекта. Он, кстати, был представлен на всеобщее обозрение и ознакомление в ноябре прошлого года. Отмечу, проблем немало, однако в глаза бросаются именно те, что связаны с дорожной ситуацией. Почему? Да всё очень просто!

Начнем с того, что вдоль большинства автомобильных дорог города расставлены знаки “Остановка запрещена!”, а вдоль бордюров параллельно обочинам прочерчены сплошные линии желтого цвета.

Это, видимо, на тот случай, если кто-то из водителей вдруг не заметит знак, запрещающий остановку, а тем более – стоянку. И где, спрашивается, ставить машины? Ситуацию не спасают даже многочисленные платные парковки, которые появляются у нас словно грибы после дождя. Тут у меня возникает еще один вопрос.

Любопытно, помнят ли те, кто утверждает их строительство, о том, что эти самые парковки обустраивают не на каких-то отдельных, частных участках, а на землях общего пользования? Ведь что у нас получается?

Приходят какие-то люди в жилетах, чертят на крайней правой полосе дороги возле обочины белую разметку, устанавливают платежный паркомат, а затем знаки – “Платная парковка”, и уходят.

Но за сохранность припаркованных автомобилей, равно как и за неприкосновенность личных вещей водителей и пассажиров, никто не отвечает! Просто собирают деньги – и всё! За примерами далеко ходить не надо. Не так давно из редакционной машины “КАРАВАНА”, оставленной на парковке возле Зеленого базара, неизвестные похитили фотооборудование и деньги. (Сигнализация при этом была включена!) Однако сотрудники парковки возмещать причиненный ущерб не собираются. Во всяком случае, пока… Впрочем, это так, лирическое отступление…

Что же мы получили в результате введения почти повсеместного запрета на остановку и стоянку машин? Во-первых, массовое закрытие объектов малого и среднего предпринимательства. Таких, например, как салоны красоты, различные бутики по продаже одежды, обуви, косметики и прочих товаров народного потребления, продуктовые магазины и магазинчики, столовые, кафе, мелкие СТО, торговые точки по продаже автозапчастей, а о шиномонтажных мастерских я уж и не говорю.

Один из самых красочных примеров – закрытие магазина “Восход”, что на пересечении улиц Кунаева и Шевченко. А что было делать, если клиенты не могли припарковать рядом свои машины! И водителей тоже можно понять. Кому же захочется в придачу к стрижке или покупке получить еще и штраф? А так как у одного предпринимателя трудились несколько продавцов, менеджеров и других специалистов, то все они остались без работы. Во-вторых, прекратив свою деятельность, бизнесмены перестали платить налоги. Впрочем, как и их бывшие наемные работники, которые также прекратили пополнять казну за счет своего подоходного налога. Всё это нанесло ущерб городскому бюджету.

Так стоила ли овчинка выделки? Неужели доход с парковок и сумма административных штрафов за нарушение правил остановки перекрывают всё вышеперечисленное?

У нас дошло уже до того, что припарковать машину нельзя даже возле поликлиник и больниц!

Возможно, кто-то возразит, мол, это сделано с тем, чтобы оптимизировать в городе дорожное движение. Тогда дайте ответ на простой вопрос: почему, например, на проспекте Гагарина везде установлены знаки и начерчены желтые полосы, запрещающие остановку и стоянку машин? Ведь там даже в часы пик автомобилей почти нет! Зато имеется немало торговых точек и прочих объектов предпринимательства. Жизнь в них еще кое-как теплится, но все они, фигурально выражаясь, давно уже на ладан дышат.

И таких улиц в Алматы, где запрещена остановка машин, – огромное количество. А смысл? Ведь ожидаемого снижения автомобильного трафика в городе так и не произошло!

Кстати, проект стратегии развития Алматы до 2050 года предполагает существенное увеличение доли общественного транспорта. Естественно, это произойдет в ущерб частным авто. И что же мы тогда получим? Отвечу: еще один всплеск закрытия объектов малого и среднего бизнеса.

Развозчики товаров и те, кто предоставляет разного рода услуги населению, и без того уже стонут: подъехать и остановиться нигде нельзя!

Если же личных машин в городе станет меньше, то в СТО их владельцы станут обращаться меньше, и в магазинчики, торгующие запчастями, и на шиномонтажные точки, и на автозаправочные станции…

Следовательно, частники вновь прикроют свой бизнес, люди снова лишатся рабочих мест, а городской бюджет опять недосчитается налоговых отчислений. Сможет ли ставка на общественный транспорт компенсировать все эти потери? Не думаю. На мой взгляд, гораздо эффективнее было бы ввести систему “чет и нечет”, как в Италии и некоторых других европейских странах. Там машинам, имеющим четные государственные регистрационные номерные знаки, разрешено выезжать лишь по четным числам месяца, а с нечетными – по нечетным. Или же закрыть въезд в город для иногородних машин. Тогда и на дорогах свободнее станет, и дисциплина водителей, возможно, возрастет.

Так что предлагаю немедленно демонтировать все лишние знаки “Остановка запрещена”, а вместо них расширить улицы. И начать с Тимирязева.

АЛМАТЫ