Дорожные войны: пешеходы против водителей

Взаимная неприязнь и обоюдные претензии у водителей и пешеходов возникли с незапамятных времен – видимо, с того самого момента, когда человек смастерил первую телегу.

Дальше – больше: с появлением автомобилей противостояние обострилось, и с каждым днем дорожная ситуация лишь осложняется. Пешеходы считают водителей потенциальными убийцами, а автовладельцы обвиняют “безлошадных” сограждан в безрассудности и называют “сайгаками”. Наверное, за быстрые ноги.

По свидетельству представителя Комитета дорожной полиции МВД Ирины ЛУКЬЯНИНОЙ, в первом полугодии 2013 года в Казахстане зарегистрировано 8462 ДТП с пострадавшими, 1167 человек погибли, а 10837 получили ранения. Причем среди погибших – 105 детей, а 1894 ребенка были ранены.

В Алматы с 1 января 2013 года произошло 2013 аварий с пострадавшими, 63 человека погибли, 2382 получили различные увечья. На алматинском проспекте Райымбека автомобиль сбил женщину, которая, как указано в официальной информации, “пересекала проезжую часть в неустановленном месте”. Женщина скончалась на месте. Если эксперт придет к выводу, что водитель имел возможность избежать наезда, последний рискует попасть за решетку.

В Астане за неделю зарегистрировано 13 ДТП с пострадавшими, 4 человека погибли, 16 травмированы. На проспекте Тлендиева водитель сбил нетрезвого пешехода, перебегавшего дорогу в неустановленном месте. К счастью, пострадавший остался жив.

Среди казахстанских городов по количеству ДТП лидирует Алматы. Где здесь пешеходы нарушают чаще всего? Там, где имеются “объекты притяжения”: рынки, супермаркеты и учебные заведения. Наибольшие проблемы “сайгаки” доставляют на улице Северное кольцо, где расположены оптово-вещевые рынки, на проспектах Райымбека и Рыскулова, на улице Толе би возле рынка “Тастак”, автовокзала “Сайран”, на улицах Макатаева и Пушкина возле Зеленого базара, напротив КазНУ на улице Тимирязева.

Конечно, если водитель сбивает человека на пешеходном переходе или совершает наезд, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то он заслуживает сурового наказания. А что делать, если пешеход сам бросается под колеса? Но даже когда люди попадают под машину, перебегая дорогу в неустановленном месте, пьяными, то виновными могут признать… водителей! Почему? Ответ – в пункте 1 статьи 931 Гражданского кодекса РК: “Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы транспортных средств и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего”. То есть все упирается в юридическое определение автомобиля как ИСТОЧНИКА ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ.

 – Да, от поведения и умения водителей зависят жизнь и здоровье многих людей, но одна из главных проблем кроется в поведении пешеходов, – говорит глава Независимого союза автомобилистов Казахстана Эдуард ЭДОКОВ. – Их действиям порой просто нет разумного объяснения, и водители не всегда могут избежать наезда. Проект нового закона о дорожном движении, кажется, предусматривает ужесточение ответственности пешеходов за создание аварийной ситуации. Это совершенно правильно!

Но если это и произойдет, то, чтобы наказать виновных, их сначала надо задержать.

“Я был свидетелем, как на улице Тимирязева, возле КазНУ, наперерез потоку машин вдруг бросился парень, – рассказывает алматинец Алмаз КОШКАРБАЕВ, водитель с 28-летним стажем. – Шофер резко затормозил, вывернул руль вправо и задел едущую рядом машину. Сзади в них врезались еще 4 автомобиля. Кто-то из пассажиров получил травмы. Пока вызывали “скорую” и полицию, виновник-пешеход сбежал!”.

Что же сегодня грозит пешеходу-нарушителю?

Об этом сказано в статье 473 КоАП:

– Пункт 1. Невыполнение пешеходами требований установленных правил обеспечения безопасности дорожного движения влечет штраф 5 МРП.

Пункт 2. Если действия нарушителя причинили вред здоровью потерпевшего или повлекли материальный ущерб, но не имеют признаков уголовно наказуемого деяния, то виновник обязан заплатить штраф – 10 МРП.

Пункт 3. Систематические нарушения пешеходами требований обеспечения безопасности дорожного движения влекут штраф – 15 МРП или административный арест на трое суток.

Прямо скажем, не слишком-то страшное наказание!

Но каким бы ни был уровень неприязни между автолюбителями и пешеходами, увеличение ДТП с участием последних свидетельствует о том, что они стали чаще нарушать правила дорожного движения. Тем не менее бороться за безопасность людей все-таки надо, свести к минимуму все факторы опасности и максимально использовать профилактические меры.

– Но делать это надо совсем не в той плакатно-агитационной форме, в какой они сейчас подаются сотрудниками МВД, – считает пенсионер МВД Зайнулла КАРАБАЛИН. – Например, в течение 3 дней дорожная полиция проведет оперативное мероприятие “Пешеход”. Все это обычная кампанейщина, и толку от нее мало. Лучше бы дорожные полицейские выявили те участки, где наиболее часто появляются пешеходы-нарушители, и выставили там дежурные экипажи. Но не на 2–3 дня, как обычно, а на пару недель, а потом – снова. Только тогда начнет вырабатываться условный рефлекс: помчался через дорогу – поймали и оштрафовали.

Правда, аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ запретил дорожным полицейским нести службу стоя возле обочин – только в режиме патрулирования. Но ведь ради хорошего дела запрет можно и отменить. При этом пешеходов-нарушителей сотрудники патрульной полиции в упор не видят! А властям следовало бы увеличить количество надземных пешеходных переходов и на самых опасных и широких улицах установить ограждения. Может, не мешало бы намазать эти заборчики мазутом – чтобы люди даже не пытались через них перелезть. А то ведь “сайгакам” любая ограда по колено.