Чтобы оценить дорожную ситуацию возле городского акимата Алматы – на перекрестке улиц Фурманова – Сатпаева, руководству управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог достаточно выглянуть в окно. После растянувшейся на годы реконструкции площади Республики здесь положили новое асфальтовое покрытие, но, например, так и не добавили секцию для поворота налево. Многие водители не успевают проехать и покидают перекресток на красный сигнал. В итоге аварии здесь случаются раз в 3–4 дня. Кроме того, из шести полос движения, расположенных на улице Сатпаева в восточном направлении, для поворота налево, на улицу Фурманова, предназначена лишь одна. Почему бы не выделить две, так как транспортный поток тут весьма плотный?
Кольцо на Аль-Фараби, Навои, Саина – отдельная тема. Частая смена дорожных знаков приоритета вводит автолюбителей в заблуждение, как результат – новые ДТП! В часы пик здесь постоянные заторы. Поэтому, может, просто убрать это кольцо и оборудовать там обычный четырехсторонний перекресток со светофорами?
А разве руководству города непонятно, что возведение новых многоэтажек и офисных зданий в верхней части города тоже не способствует разгрузке улиц? На пересечении Аль-Фараби – Розыбакиева скоро введут в строй три многоэтажных комплекса – это сразу несколько тысяч автовладельцев. Ведь очевидно, что теперь даже новые развязки на проспекте Аль-Фараби не смогут решить проблему с заторами.
Слов нет, транспортные развязки и пешеходные переходы – проверенные способы улучшения дорожной ситуации. Но далеко не все из построенных в Алматы развязок оказались удачными и не превратились в многометровые машиносборники.
Сейчас управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог заявляет, что одной из основных причин снижения скорости транспортных потоков являются именно наземные пешеходные переходы. При этом они вовсе не гарантируют безопасность для бесколесных участников дорожного движения: часто людей сбивают прямо на “зебре”! Да и сами пешеходы соблюдением ПДД похвастаться тоже не могут: в прошлом, 2011 году в Алматы из 2448 ДТП с тяжкими последствиями 653 произошло по вине “безлошадных” сограждан! Раз водители и пешеходы не могут поделить одну дорогу, то, значит, их надо максимально оградить друг от друга! Реальным шагом снижения смертности среди пешеходов являются надземные пешеходные переходы.
В Алматы, согласно официальной информации, сегодня возведено 26 таких переходов. К 2014 году, обещают власти, надземных переходов будет всего 48. Понятно, что даже такое количество кардинально не решит транспортную проблему, но если хоть ослабит, то уже хорошо. При условии, конечно, если каждый из построенных переходов окажется, что называется, на своем месте. Пока же к этому есть масса вопросов. Например, казалось, что один из первых надземных переходов должен был появиться на таком оживленном месте, как перекресток, что на углу Райымбека и Сейфуллина. Но здесь надземный переход даже не планируется – в списке 48 подобных сооружений его просто нет!
За перекрестком проспектов Сейфуллина и Райымбека давно закрепилась дурная слава. О том, как трудно бывает попасть в центр из нижней части Алматы, горожане и жители области знают не понаслышке. Начиная от пересечения с улицей Жансугурова и до пересечения с проспектом Райымбека на Сейфуллина – сплошная пробка! Тысячи водителей ежедневно посылают проклятия, но, поскольку оба проспекта являются стратегическими дорожными артериями города, выхода нет – приходится терпеть.
– Причина не только в увеличивающемся количестве машин, – говорит алматинец Мурат, – но и в блокировании улицы Жансугурова (бывшая Белинского). Раньше по ней можно было выехать на улицу Фурманова ниже проспекта Рыскулова и проехать в верхнюю часть города.
Но перекресток Жансугурова – Фурманова больше 20 лет назад перекрыли в связи со строительством метро, а потом так и забыли открыть! Поэтому весь транспортный поток, начиная от Капшагайской трассы, оказался на проспекте Сейфуллина, который явно не справляется с таким наплывом машин. Кроме того, городские службы не продумали места для остановочных комплексов общественного транспорта. Роль пробки, запирающей поток автотранспорта, играют две остановки, расположенные ниже проспекта Райымбека, и наземный пешеходный переход. Автобусы паркуются в два ряда и намертво преграждают путь остальным машинам. А по пешеходному переходу почти непрерывным потоком идут люди. В итоге машины вынуждены двигаться по проспекту Сейфуллина со скоростью улитки. Неужели у умных голов из управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог не возникло идеи построить здесь воздушный переход и переместить одну из остановок на несколько десятков метров?
Зато воздушный переход есть, например, по проспекту Рыскулова. В этом районе на его пересечении самая оживленная артерия – улица Жангильдина. Если бы надземный переход был даже здесь – еще можно было бы понять. Хотя перекресток на Райымбека – Сейфуллина оживленнее во много раз. Но в том-то и дело, что надземный переход в этом месте проспекта Рыскулова находится от ближайшего перекрестка примерно в 250 метрах. Да и жилых домов здесь немного. Вот и продолжают люди бегать через дорогу перед несущимися авто на фоне возвышающегося пустующего перехода…
Многие водители даже не подозревают, какую ловушку приготовили для них в сердце города дорожные строители на пересечении улиц Фурманова – Аль-Фараби! Через 350 метров от улицы Фурманова в западном направлении возникает ощущение, будто участвуешь в автогонках. Вылетая из путепровода, водители частенько не вписываются в коварный поворот. Там проспект Аль-Фараби резко изгибается влево, а 6 полос сливаются в 4! В последние месяцы в этом месте произошли три тяжелые аварии с самыми трагическими последствиями. При этом совершенно непонятно, для чего дорожным строителям понадобилось гнуть проспект в дугу? Места вокруг – предостаточно! Для уменьшения аварийной опасности сейчас надо хотя бы установить камеры видеофиксации. Тогда водители хотя бы будут сбрасывать скорость перед опасным участком. А посмотрите, что творится в другом оживленнейшем месте Алматы – возле пересечения проспектов Райымбека и Суюнбая, на остановке общественного транспорта! Пригородные автобусы просто не дают нормально выехать из-под моста автомобилям, которые двигаются в сторону аэропорта. Несмотря на развязки, здесь постоянно многометровые заторы. И длится это уже не один год. Но даже остановку здесь не перенесли подальше.
Вопрос начальнику управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Владимиру МЕРЕНКОВУ:
Когда будет наведен порядок хотя бы в тех местах, откуда в город ежедневно направляются многотысячные людские потоки из различных населенных пунктов Алматинской области: перекрестки Сейфуллина – Райымбека, Жандосова – Саина, Суюнбая – Райымбека и другие?