Дороже едешь – дальше будешь?

Общественники в ответ спрашивают о выполнении условий меморандума “О взаимном сотрудничестве в вопросах осуществления пассажирских перевозок в Караганде”, заключенного акиматом, маслихатом и автопарками в момент последнего повышения – в 2013 году.

И вновь продолжается бой…

Вопрос о подорожании проезда в общественном транспорте встал перед карагандинцами нынешней осенью – когда стало известно, что руководство самого крупного автопарка № 3 подало заявку на повышение тарифа. По мнению перевозчика, реальная цена за проезд должна превышать 100 тенге за одну поездку. Возмущению горожан, еще не пришедших в себя от предыдущего скачка – с 50 до 80 тенге три года назад, не было предела. Успокоить пассажиров помогло выступление акима Караганды на местном телеканале. Тогда Нурлан АУБАКИРОВ сказал как отрезал: никакого повышения не будет!

Но не на всех это заявление подействовало успокаивающе. По странной случайности (случайности ли?) сразу после этого прошла забастовка водителей автопарка № 3, и город на день был парализован из-за невыхода на линию автобусов самых востребованных маршрутов – 43-го и 53-го. К чести исполнительной власти города, урегулировала этот вопрос она достаточно быстро, и движение общественного транспорта в Караганде пришло к своему обычному состоянию. Но вопрос о стоимости проезда не растворился, а скорее, повис в воздухе.

Чтобы развеять все недоговоренности, на этой неделе члены общественного дискуссионного клуба “Голос Сары-Арки” собрали на своем очередном заседании все заинтересованные в вопросах транспорта стороны – перевозчиков, представителей акимата и простых горожан. Предметом обсуждения стал вопрос качества обслуживания в общественном транспорте. Общественники отметили, что перевозчики по многим позициям не выполняют условий договоров, заключенных с уполномоченными органами в рамках требований в сфере пассажирского транспорта.

– При этом в Караганде установлен один из самых высоких по республике тарифов! – с возмущение заметил председатель дискуссионного клуба Дмитрий БОЙКО. – Мы находимся на 2-м месте после Астаны, где одна поездка в автобусе стоит 90 тенге, а в экспрессе – 150. И на одном уровне с Алматы, Атырау и Актобе – самыми дорогими городами Казахстана. При этом везде действуют льготы, которые нам и не снились. В основном это 50-процентная скидка для учащихся, пенсионеров, инвалидов, многодетных матерей и бесплатный проезд для ветеранов ВОВ.

“Сервис” и нарекания

Активистов поддержали и народные избранники. Представитель депутатского корпуса городского маслихата Сайран СЫЗДЫКОВА поделилась результатами исследования, которое проводили карагандинские депутаты в этом году.

– Транспортное обслуживание у нас осуществляют 9 перевозчиков по 58 городским и 11 пригородным маршрутам, – сообщила Сайран Бегалиевна. – В среднем ежедневно на линию выходит 615 автобусов.

Как заметила депутат, этого вполне хватает для того, чтобы соблюдать интервал движения. Обновление перевозчиками парка автобусов тоже радует. Но вот сервис вызывает немало нареканий у пассажиров:

– То и дело мы видим в открытом доступе в Интернете видео, на которых кондукторы и водители ведут себя не лучшим образом – то дерутся с пассажирами, то курят, то хамят.

Потому и результаты опроса, проведенного народными избранниками относительно качества обслуживания в общественном транспорте шахтерской столицы, оказались не в пользу перевозчика.

– Карагандинцев возмущают грубость со стороны кондукторов и водителей, курение и разговоры по мобильнику во время движения, гонки на дорогах, грязные салоны, нарушение интервала графиков, невозможность уехать после 21.00 в некоторые районы города, отсутствие билетов и т. д., – проинформировала депутат.

Жизнь дорожает, не дорожает лишь проезд?

Представитель карагандинских перевозчиков, директор автопарка № 3 Артур ГРИГОРЯН, со многими замечаниями общественности города согласился:

– В сфере услуг сегодня такого не бывает, чтобы не было жалоб, – развел он руками. – За 9 месяцев 2016 года всего поступило жалоб как на линию акимата города, так и на линию автопарка № 3 217. За этот же период было перевезено 44 миллиона пассажиров. По каждой жалобе были приняты меры вплоть до увольнения.

Но в качестве объяснения причин непорядка вновь завел “старую песню о главном”:

– За последние три года параллельно увеличению стоимости проезда увеличилась и стоимость топлива. Дизельное топливо подорожало на 58,8 процента, автошины – на 54 процента, масла и материалы – на 60 процентов, запасные части – от 30 до 70 процентов. 11 февраля 2014 года и 15 августа 2015 года произошло увеличение стоимости доллара США, что отразилось на цене запчастей, которые не производятся в Казахстане. Плата за проезд подлежит корректировке, если себестоимость хотя бы одной статьи расходов повышается на десять и более процентов, поэтому мы подали в акимат заявку с нашими расчетами.

По мнению перевозчиков, реальная цена за проезд должна превышать 100 тенге за одну поездку

При этом Артур Михайлович предложил не проводить параллели с городами республиканского значения, где “разницу компенсируют государственные субсидии”.

– После повышения тарифа, в ноябре 2013 года, мы заключили меморандум с уполномоченным органом до 15 ноября 2015 года, – напомнил г-н Григорян. – Перевозчики исполняют его на все 100 процентов. В соответствии с ним мы взяли на себя обязательство перевозить пенсионеров с оплатой в 50 тенге. Что касается социальной ответственности перевозчиков, если говорить об автопарке № 3, то удельный вес льгот составляет 48 процентов от всего пассажиропотока. Получается, реально наше предприятие получает от тарифа в 80 тенге всего 63.

Карагандинцы – за муниципальный автопарк!

Цифры, приведенные директором автопарка № 3, вызвали шквал эмоций у присутствующих. Облечь их в железные аргументы взялась все та же Сайран Сыздыкова.

Она напомнила перевозчикам, как три года назад, когда обсуждался вопрос увеличения стоимости проезда в общественном транспорте, она предлагала “не жадничать” и проводить постепенное повышение: не сразу до 80 тенге, а для начала до 65. Но тогда перевозчики к ее словам не прислушались, а сегодня сетуют на то, что в итоге получают 63 тенге.

И при этом делают ультимативные заявления о том, что, дескать, есть лишь два пути, чтобы карагандинские перевозчики выжили в кризисные времена. Повысить тариф на проезд или начать субсидировать автопредприятия из бюджета на покрытие их убытков.

– Исполнительные органы в рамках своего соглашения перечисляют из городского бюджета субсидии, в 2013 году они составили 749 миллионов тенге, в 2014 году – 866 миллионов тенге, в 2015 году – 968 миллионов тенге, – озвучила цифры депутат. – А на сегодняшний год эта статья составляет 1 миллиард 17 миллионов тенге. Кроме того, пригородные маршруты субсидируются помимо городского еще и областным бюджетом.

По словам Сайран Бегалиевны, в рамках госпрограммы “Дорожная карта бизнеса” перевозчики получают также помощь от государства в виде субсидирования процентной ставки по кредитам.

– В июле текущего года Конституционный совет принял постановление, согласно которому собственность должна служить еще и общему благу. Предоставление льгот на проезд в общественном транспорте – это своеобразная нагрузка на бизнес, – подытожила Сайран Сыздыкова.

Вместе с тем народная избранница еще раз подняла вопрос о создании муниципального автопарка, который мог бы решить транспортные проблемы карагандинцев.

Перевозчики выразили мнение, что муниципальный автопарк в Караганде – затея провальная. Общественники же и простые карагандинцы эту идею поддержали. И рекомендовали уполномоченным госорганам усилить контроль за качеством обслуживания пассажиров в общественном транспорте шахтерской столицы.

Караганда

Автор: Лариса ЧЕН