Асфальтированной дороги с твердым покрытием в Бокейординском, Жанибекском районах никогда не было – ни во времена советской власти, ни с приходом независимости. Финансирование инфраструктуры этих районов всегда шло по остаточному принципу. Слишком далеко они расположены от областного центра, доставка строительных материалов и прочих товаров обходится очень дорого, поэтому всегда считалось, что люди там могут и потерпеть. Между тем с исторической точки зрения – это центр цивилизации. В Казахстане первая больница, первая противочумная станция, первое казначейство и еще много чего были открыты именно в Бокеевском ханстве, где располагалась ставка хана Младшего жуза Жангира, которого называют ханом-реформатором. Отсюда вышли родом первый казахский этнограф Салык Бабаджанов, Герой Советского Союза Маншук Маметова, руководители движения “Алаш” и еще многие видные деятели, чьи имена золотыми буквами внесены в летопись отечественной истории.
С точки зрения развития туризма Ханская ставка в поселке Орда внесена в список сакральных мест Казахстана и уже давно является центром притяжения туристов.
Вот только добраться туда в условиях абсолютного бездорожья невозможно даже летом, не говоря о весенне-осеннем межсезонье. Буквально в начале июня в Приуралье прошли аномально обильные дожди, которые затопили все улицы и дороги. В этих условиях машины, направлявшиеся в поселок Жанибек, просто застряли в непролазной грязи.
Между тем в Бокейординском, Казталовском и Жанибекском районах проживает без малого 65 тысяч человек. И для них поездка в Уральск – это самое настоящее приключение, которое в лучшем случае длится от рассвета до заката.
В прошлом году на строительство дороги до этих районов, которые ко всему прочему находятся на границе с Российской Федерацией и граничат с Волгоградской и Астраханской областями, были выделены значительные средства.
– В прошлом году на строительство дорог в этих районах было выделено 8 миллиардов тенге, а в 2021-м году – уже 18. На эти деньги нужно построить 118 километров дорог, но пока построено всего 2 километра. Народ страдает, необходимо вызвать руководство АО “НК “Казавтожол” и акимов вышеназванных районов. Строительство не идет, машины не могут проехать,– заявил на днях на сессии областного маслихата депутат маслихата ЗКО Турарбек ТЛЕМИСОВ.
По данным депутата, строительством дорог в этих районах занимаются 5 подрядных организаций, и только 1 из них зарегистрирована в ЗКО, остальные – из других регионов.
Власти области уже имеют опыт строительства объектов в отдаленных районах, когда тендеры выигрывали иногородние компании. Несколько лет назад реконструкцию водно-очистительного сооружения, расположенного в сотнях километрах от областного центра в бездорожной степи, выиграла компания из Восточного Казахстана. При этом они даже представить не могли специфику местного климата и инфраструктуры. В результате подрядчик на объект почти не выезжал, а деньги, как обычно, были оприходованы. Дело закончилось большим скандалом и судебными тяжбами.
Строительство 118 километров по графику должно быть завершено в этом году. С учетом климатических условий желательно всё сделать до осенних дождей.
– Но такими темпами мы не успеем, идет отставание от графика на 30–35 дней. Местное руководство АО “НК “Казавтожол” очень слабо контролирует работу, – заявил Турарбек Тлемисов.
Строительство этой дороги, являющейся частью республиканской трассы, находится на контроле Президента страны. Именно он поручил правительству решить этот вопрос до конца 2021 года. Деньги выделены по государственной программе, их освоение тоже находится на контроле. Но как их освоить, если видимой работы не наблюдается? Вся беда заключается для строителей в том, что там просто положить асфальт и закатать его уже не получится. Там нужно дорогу строить, а это колоссальный труд, несмотря на выделенные огромные средства. Тут есть еще один момент – деньги выделены из республиканского бюджета, дороги тоже республиканского значения, контроль за ходом работ по большей части ведут тоже республиканские органы. Местные чиновники хоть и заинтересованы в том, чтобы дорога появилась, но ответственность все-таки на них особо не лежит.
Аким области Гали ИСКАЛИЕВ, отвечая на возмущение депутата на сессии маслихата, признал, что подрядчики, которые были определены по тендеру, работают слабо. Но на то были причины – в мае и июне шли обильные дожди, работы приостанавливались. Сейчас погода позволяет активизировать работу.
– Я переговорил с министром, он дал поручение всем подрядчикам. У нас осталось около 120 дней с благоприятными погодными условиями. За это время мы должны построить 120 километров дороги. Держим вопрос на контроле, – заявил Гали Искалиев.
Власти региона заверяют, что в случае, если подрядчики будут некачественно делать свою работу, то намерены обращаться в правительство и просить, чтобы в отношении них приняли жесткие меры.
Между тем все в регионе понимают, что это единственный и, может быть, последний шанс проложить дорогу в отдаленные районы. И в интересах акимата – добиться от подрядчиков качественной работы и сделать всё возможное, чтобы деньги были потрачены по назначению.
Строительство этой дороги до границы с Россией должно способствовать инвестиционной привлекательности ЗКО. Являясь западными воротами Казахстана благодаря своему географическому расположению, при наличии хороших дорожно-транспортных узлов регион вполне может привлекать инвесторов. И дорога здесь играет ключевую роль!
УРАЛЬСК