Дороги, которые нас обирают?

То есть, теперь вполне обыденным станет желание заплатить за короткий путь, дорогу без кочек, ямок и т.д, чтобы сократить путь, успеть довезти больного до больницы или не опоздать на работу.
На днях правительством утверждены правила эксплуатации платных автомобильных дорог и мостовых переходов. Теперь у трасс и мостов появятся свои владельцы.
У меня лично пока не укладывается в голове, что придется оплачивать проезд по мосту или трассе. Но правила уже определены и ничего не остается, как привыкать к новому виду платных услуг и требовать положенного качества сервиса.
Судя по утвержденным правилам, владелец проезжей части полностью берет на себя расходы и обязуется:
- содержать и ремонтировать дорожное полотно;
- отстраивать придорожную инфраструктуру;
- очищать дороги и дорожные сооружения от снега в зимний период, и принимать меры против оледенения дорожного покрытия;
- оповещать пользователей об опасных метеорологических явлениях (гололед, туман, сильные ветры), чрезвычайных ситуациях природного (землетрясения, селевые потоки), а также техногенного характера (аварии, катастрофы, взрывы, пожары);
- вести учет дорожно-транспортных происшествий;
- анализировать причины аварий и условия, способствующие их возникновению с органами дорожной полиции с целью разработки мероприятий по их ликвидации; обеспечивать возможную доврачебную медицинскую помощь, и осуществлять меры по спасению участников движения в случаях аварий, автокатастроф, стихийных бедствий; и т.д.

Согласитесь, немало полезного можно получить на дороге, особенно если это трассы дальнего следования, например Алматы - Иссык-Куль, Шаульдер - Тортколь, Караганда - Аягуз - Бугаз, Алматы - Караганда.
Соответственно, за это собственник должен быть вознагражден. Стоимость размера оплаты за проезд будет учитывать сумму, вложенную в объект, и срок аренды. Например, на не построенной пока трассе Алматы - Иссык-Куль дорожная пошлина уже предварительно подсчитана, она составит - 923 тенге.
Опыт других стран показывает, что более удобен годовой сбор за пользование автомагистралями, принятый в Чехии, Словакии и Швейцарии: заплатив один раз, можно ездить по всей стране сколько угодно.
Подтверждением оплаты служит этикетка, наклеенная изнутри на ветровое стекло машины, которую можно купить в пункте обмена валют на границе. Сбором облагается каждый конкретный автомобиль - переклеивать этикетку с одного на другой не принято, да и технически непросто.
На тонкой пленке стикера специально сделаны замысловатые разрезы - при попытке отклеить он рвется. Но самая совершенная система оплаты - в Австрии. Там продают наклейки даже десятидневного срока действия - экономия для туристов налицо.
Так в Европе тариф для легковых машин составляет примерно $0,07 за километр (разумеется, в местной валюте). Въезд на платную дорогу занимает 10-15 секунд - водитель через окно нажимает на кнопку, автомат выдает магнитный билет и шлагбаум поднимается. Чуть дольше - на выезде: кассир считывает с билета пройденное расстояние.
В казахстанских правилах эксплуатации платных автомобильных дорог и мостовых переходов также предусмотрены пункты сбора платы за проезд обустроенные специальным оборудованием (шлагбаум, помещение для установки кассового аппарата с фискальной памятью, сейфа для хранения денег и др.).
Но, скорее всего, что въезд на платную дорогу будет занимать много времени и нервов. Если вспомнить систему полуавтоматической оплаты за проезд уже применяемой в городе Алматы, к примеру, на территории Медео, то все станет ясно. Ведь водитель должен отстоять в очереди, выйти из машины, подойти к домику купить талончик, сесть обратно в машину, проехать еще сто метров отдать талончик другому человеку, который откроет шлагбаум. В итоге, в выходные дни собирается очередь возле проезда на территорию парка. Или вот уже другой пример, подъезжая к зданию аэропорта, берешь талончик, в котором указано время (система повременной оплаты), еще 5 минут ищешь свободное место для парковки, на выезде со стоянки создается целая пробка, ведь водитель должен отдать талончик работнице стоянки, она, в свою очередь, пробьет время, потом нужно заплатить. В результате хозяин машины оплачивает время, проведенное в пробке при оплате за стоянку.
Многие считают, что система платных дорог имеет свои положительные моменты, например, во Франции или Италии им отдают предпочтение, потому что они короче бесплатных. Так зарубежные автолюбители экономят средства на бензин.
Пока казахстанские правила платного дорожного сервиса существуют только на бумаге, но уже есть первые недовольные, ими стали владельцы автотранспорта, которые уверены, что теперь за пользование дорогой они будут платить дважды. Ведь с каждой машины взимается налог на транспортное средство, да и в цену каждого литра бензина включен акциз на строительство и эксплуатацию дорог. Получается двойная плата, а если цены за проезд будут высокими, то такие дороги будут пустовать. Есть и другие пока не понятные вопросы, волнующие автолюбителей:
Ильяс: "Мне нравятся хорошие дороги и высокие скорости, хотелось бы знать, возможен ли проезд на платных дорогах без ограничения скорости? И будет ли владелец трассы сам устанавливать ограничения по скорости?".
Олжас: "Можно платить за проезд, только в том случае если будет уголовная ответственность собственника автодороги за плохое качество дороги, за мусор и ямы на дороге и у дороги, за отсутствие нормальных стоянок для отдыха. Хотя вопрос оплаты пока мне еще не понятен, к примеру, если я еду по трассе Алматы - Иссык-Куль, но не собираюсь доезжать до зоны отдыха, значит должен платить меньше, чем те которые следуют отдыхать?".
Для тех же, кто не хочет или не может платить за проезд, по закону должна существовать альтернатива, а именно, возле платной дороги или мостового перехода должны быть бесплатные аналоги, только качество дорожного полотна может быть хуже, да не будет удобств на обочинах.
От платы за проезд по платным автомобильным дорогам и мостовым переходам освобождаются транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Несмотря на то, что пока в сервисе платных дорог много открытых вопросов, пока еще брезжит надежда, что они решатся в пользу автолюбителей.

Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru

Рисунок с сайта http://www.sob.ru