Дорогая моя полиция: в какую сумму казахстанцам обходится содержание правоохранительных органов

306 с небольшим миллиардов тенге выделено в 2018 году из республиканского бюджета министерству внутренних дел. Давайте попробуем рассмотреть эти цифры детально, попытаемся проанализировать их с точки зрения достижения результата, который мы, налогоплательщики, можем, к примеру, увидеть или пощупать.

УМВД и строительство

Итак, исходя из Закона о республиканском бюджете на 2018–2020 годы мы с вами вправе ожидать того, что МВД “порадует” нас строительством объектов воинской части 3656 внутренних войск МВД РК в Астане.

На данные цели выделено 700 000 000 тенге. Судя по всему, речь идет о неком летном отряде полиции, который охраняет покой жителей северной столицы.

Довольно трудно судить о том, как данное строительство повлияет на охрану общественного порядка и сохранение общественной безопасности. Вероятно, данный вопрос необходимо адресовать самому правоохранительному ведомству либо министерству финансов, которое вот уже две пятилетки внедряет политику формирования бюджета, ориентированного на результат. Адвокат Виктор Семин: Полиция перестала ходить пешком

В организации деятельности уголовно-исполнительной системы осязаемым результатом станет строительство следственного изолятора на 1 500 мест в Уральске, что обойдется республиканскому бюджету в 1,5 миллиарда тенге.

В настоящее время рассматривается вопрос “гуманизации уголовного законодательства” и освобождения из мест лишения свободы 5 000 заключенных. Основной причиной данной меры, возможно, является нехватка мест для их содержания. В этом контексте довольно странным выглядит предстоящее строительство именно СИЗО, а не тюрьмы, возникает много вопросов относительно способности руководства МВД к планированию.

Выполнение функций МВД по организации деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций выльется в том числе в строительство защитных сооружений на реке Хоргос в районе МЦПС и зданий таможни “Коргас”.

Это проект трехлетний, и в 2018 году на него выделено 3 875 461 000 тенге, а в 2019 и 2020 годах будет дополнительно направлено по 1 455 653 000 тенге. То есть в целом на строительство защитных сооружений за три года будет выделено 6,7 миллиарда тенге. Учитывая все те средства, которые уже были выделены на “Хоргос”, к нему смело можно приставить прилагательное “золотой”, а об экономическом эффекте данного МЦПС нам, обывателям, остается только догадываться.

Вот такое грандиозное строительство разнонаправленных по своему целевому назначению объектов должно развернуться в 2018 году министерством внутренних дел. Но способны ли его сотрудники эффективно организовать его? Вопрос, как вы понимаете, риторический, и потому адресую его пространству и вернусь к бюджету.

С чиновничьего – на человеческий

Итак, из 306 миллиардов тенге, предусмотренных на содержание МВД в 2018 году, 6 направлено на строительство пусть не самой симпатичной, но все-таки инфраструктуры. Что же с оставшимися деньгами?

69,8 миллиарда тенге выделено на “Услуги по определению и организации реализации государственной политики в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, уголовно-исполнительной системы, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

Воистину, единственное, что в нашей стране динамично развивается, – это чиновничий язык, и если перевести означенную выше абракадабру на язык человеческий, то выясняется, что речь идет о содержании непосредственно центрального аппарата МВД, ибо теперь так витиевато обозначены функции всех наличествующих в Республике Казахстан министерств и ведомств.

Порядка 5 миллиардов тенге выделено на “услуги по лечению военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей и оказанию медицинской помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций”. Полагаю, речь идет о содержании госпиталей системы МВД и оказании помощи пострадавшим в ЧС.

В 128,7 миллиарда тенге обойдется бюджету осуществляемая МВД охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности и в 13,1 миллиарда тенге – осуществление оперативно-розыскной деятельности. Это и есть те деньги, на которые полиция должна охранять нас и ловить воров, бандитов, насильников и убийц. Сводки криминальных новостей – красноречивое свидетельство того, хорошо или плохо справляется с данной функцией МВД.

46,9 миллиарда тенге предусмотрено в бюджете 2018 года на организацию деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

12,1 миллиарда тенге – средства, выделенные из республиканского бюджета на обеспечение населения документами, удостоверяющими личность, водительскими удостоверениями, документами, номерными знаками для государственной регистрации транспортных средств.

34,2 миллиарда тенге предусмотрено в 2018 году на организацию деятельности уголовно-исполнительной системы.

Кроме всего прочего, 1 миллиард тенге выделен на повышение квалификации и переподготовку кадров МВД.

Безусловно, повышать уровень компетенции сотрудников необходимо, однако без построения эффективной системы кадрового отбора эти деньги окажутся выброшенными на ветер. И, кстати, здесь невозможно удержаться от сравнения.

Вот лишь некоторые эпизоды открывшейся картины: на повышение квалификации кадров в области спорта выделено 7 миллионов тенге, в сфере предпринимательства – 153,3 миллиона, в космической отрасли – 29,9 миллиона тенге.

Вообще, даже самый поверхностный взгляд оголяет явный дисбаланс между расходами государства на содержание правоохранительной системы с расходами на социально значимые проекты. Так, к примеру: на обучение и воспитание одаренных в спорте детей предусмотрено 4,2 миллиарда тенге; на оздоровление, реабилитацию и организацию отдыха детей – 543 миллиона; на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Казахстана – 13,5 миллиарда тенге.

Даже выделенные на реализацию программы жилищного строительства “Нұрлы жер” 105,8 миллиарда тенге не выглядят столь уж значимыми на фоне расходов министерства внутренних дел.

Есть и другие пути

К слову, финансирование системы МВД осуществляется не только напрямую из республиканского бюджета, но и через бюджеты муниципальные. В 2018 году предусмотрены целевые трансферты местным бюджетам на увеличение размеров надбавок за классную квалификацию сотрудников органов внутренних дел в сумме 1,6 миллиарда тенге и на повышение должностных окладов сотрудников ОВД в сумме 10 миллиардов тенге.

Сопоставим эти суммы с аналогичными целевыми трансфертами из республиканского бюджета на социально значимые мероприятия, реализуемые местными исполнительными органами.

Картина такова: на мероприятия по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов выделено 6 миллиардов тенге, на развитие рынка труда – 11 миллиардов, на доплаты учителям, прошедшим стажировку по языковым курсам, – 2 миллиарда, на выплату адресной социальной помощи – 18 миллиардов тенге, на субсидирование стоимости услуг по подаче питьевой воды из особо важных групповых и локальных систем водоснабжения, являющихся безальтернативными источниками питьевого водоснабжения, – 1,8 миллиарда тенге. Бывший министр МВД Сулейменов знает, как искоренить коррупцию в казахстанской полиции

***

Язык цифр тем и хорош, что не требует особых комментариев.

Почти в 900 миллионов долларов США обойдется нам с вами в этом году содержание “доблестной” полиции, и теперь каждый из нас, обращаясь к полицейскому, может смело назвать его дорогим.

Если захочет, конечно.

Ботакоз КОПБАЕВА, АЛМАТЫ