Парк им. 28 гвардейцев-панфиловцев – одна из главных достопримечательностей Алматы. Здесь в каждом углу можно встретиться с историей или услышать очередную городскую легенду…
В 80-х годах почти каждую полночь возвращался домой через парк студент подготовительных курсов при “Казахфильме”, на тот момент электрик на ремонтно-механическом заводе, а ныне режиссер Дамир Манабай. Это потом его картина “Кек” получила приз на фестивале “Евразия”, а тогда…
– Я приехал в Алматы в 1971 году, а в парке впервые оказался спустя год, – вспоминает режиссер. – Помню, в Вознесенском соборе располагался исторический музей, и, как любое госучреждение, здание имело обшарпанный вид. Такой красоты, как сейчас, не было.
Кстати, этот храм фигурирует в сочинениях Юрия ДОМБРОВСКОГО, российского писателя, оказавшегося в Казахстане в ссылке. С левой стороны от главного входа в собор стоял кукольный театр, который был упомянут в его романе “Факультет ненужных вещей”. Его мы впервые прочли в самиздате, а сейчас я словно ступаю по страницам книги…
– Ваш новый фильм “Лотерея” – тоже ностальгия, но уже по другим временам.
– Это лето 1987 года. История мальчика, который остался сиротой, и ему случайно достался лотерейный билет с выигрышем автомобиля “Волга”. Многие сразу пытаются стать ему ближе. Я хотел сделать фильм о своем поколении, почему мы поступаем так ужасно, что готовы отобрать выигрыш у ребенка?!
– Зданий в парке не было, – продолжает наш собеседник, – но выше стоял Дом кино, как и сейчас. Сразу за ним – киностудия, которую построили пленные японцы. Ее хотели снести, но сломать не смогли. Пришлось придумывать применение, так и появился Центральный концертный зал, ныне – филармония. Его зрительный зал и есть тот самый павильон, в котором снимался “Иван Грозный”.
… Выходим на дорожку, которая ведет к перекрестку Гоголя – Пушкина. Она проходит меж пушек, которые, словно жердочки, используют мальчишки. Дамир вспоминает:
– Эта дорога не была заасфальтирована. Каждое утро дворники засыпали ее песком и разравнивали граблями. После дождя было хорошо: вода уходит в песок, идешь и оставляешь следы. На дороге к храму. А сейчас после дождя пахнет, наверное, горячим асфальтом.
Дорога приводит на площадку. Сейчас здесь можно сделать моментальное фото на память, купить сладкую вату и даже зерен, чтобы покормить голубей. Последние уже тоже стали неотъемлемым атрибутом парка:
– По-хорошему, кормление голубей стоило бы запретить. Вроде бы они – разносчики инфекций. Но малыши с удовольствием гоняют их, хватают за хвост. Как можно запретить? Это же так красиво, когда какой-нибудь шалопай врезается в голубей – и они взмывают в небо!
В здании, где сейчас расположен Музей народных музыкальных инструментов, раньше находился Дом офицерского собрания. Как настоящий мастер визуализации, Дамир сразу рисует яркие картинки прошлого:
– В этом доме офицеры пили вино, играли в бильярд, вызывали друг друга на дуэль. Наверное, тогда город Верный был такой тьмутараканью, что все происходило, как у Куприна: офицеры от скуки волочились за женами друг друга, а потом дрались на дуэлях. …Недалеко от музея расположен знаменитый Мемориал славы: огромный монумент в честь героев Великой Отечественной войны. И раньше, и сейчас к нему любят приезжать молодожены и давать друг другу клятвы в любви и верности.
Пока обходим памятник, женщина со шваброй протирает мраморные плиты и строго отчитывает парней, которые прыгали по ним. Видимо, у нынешнего поколения ни сам памятник, ни плиты у Вечного огня уже не вызывают никакого трепета, а гладкая поверхность подходит разве что для упражнений в современном танце.
Даже в разгар рабочего дня в парке много посетителей. Люди разных возрастов прогуливаются по аллеям, высматривают в ветвях белок, катаются на роликовых коньках, совершают пробежку или просто наслаждаются пешей прогулкой и разговором. Встречаются и влюбленные парочки. Манабай признается, что в юности тоже любил бывать тут с дамами:
– Я гулял здесь в ту пору, когда меня сильно интересовал противоположный пол. Мы покупали мороженое между двумя вафлями: лижешь его, пока вафли не смыкаются… Ходили в разные кафешки, так называемые “стекляшки”. Но в основном процветала открытая торговля: коляски с мороженым и передвижные приспособления для газировки. Да и девушки были не такие, как сейчас…
– Не такие капризные?
– Да, не такие. Сейчас, говорят, много “чаек”. Это такие девушки, которые исчезают после еды в ресторане…
Нам очень повезло с погодой. Несмотря на капризы весны, мы с Дамиром гуляли в парке в солнечный день, как раз после утреннего дождя. С мороженым и напитками, неторопливо. Уже в самом конце прогулки мы столкнулись с еще одним приветом из прошлого – белой “Чайкой” ГАЗ-14, ровесницей наших сегодняшних воспоминаний…