Около 40 лет простоял памятник известному советскому военачальнику и революционному деятелю Михаилу Фрунзе в парке, расположенном вблизи городского Дворца школьников.
Возможно, что его автор - скульптор Александр Исаев - выполнял государственный заказ, по которому в Алма-Ате нужно было увековечить память одного из деятелей той эпохи. Ну кому он мешал? Ведь здесь, в Верном, прошла юность будущего советского полководца, который посещал гимназию и кружок самообразования в начале прошлого века.
Теперь на месте дворца строят отель, и памятник вроде как стал неуместен. Застройщик задумал здесь сделать входную группу, а каменный человек никак туда не вписывается.
Демонтаж памятника прошел почти незамеченным. Городские власти в ближайшее время планируют убрать и другие памятники вождям и свезти их в район за кинотеатром "Сарыарка", где уже расположились "Ленин" и "Калинин". Такая вот стихийная своеобразная свалка истории...
Правда, пока это лишь намерение. И его должны одобрить в вышестоящей инстанции - министерстве культуры.
- Городской департамент культуры внес предложение в профильное министерство о создании мемориального парка под открытым небом за кинотеатром "Сары-Арка. Город не против отдать эту территорию, - сообщил начальник отдела охраны памятников департамента культуры Алматы Еркебулат Токмагамбетов, - скорее всего, министерством культуры и информации будет разрабатываться законопроект, потому что проблема с переносом памятников бывшим вождям возникла не только в Алматы, но и в других городах.
Правда, нам доподлинно известно, что такая свалка истории существует лишь в Семипалатинске (см. фото).
Признаемся честно, никаких чувств, кроме усмешки, подобное "собрание сочинений" не вызывает. Председатель Союза художников Казахстана, народный художник РК Еркен Мергенов считает, что убирать памятники - сродни вандализму:
- Исторические памятники, художественные произведения не могут быть предметом спекуляции политического характера. Представляете, если бы наши предки уничтожали все, что создавалось до них? Что бы нам досталось? Ведь знаменитое итальянское искусство создавалось веками. А для нас советский период составляет почти львиную долю истории. Невозможно одним постановлением перечеркнуть всю историю!
Ведь никто в свое время не уничтожал памятники императорам в Петербурге! Конная статуя Петра Первого скульптора Фальконе ваялась девять лет и вошла в мировые анналы искусства! У нас вместо сносимых памятников возводятся памятники сиюминутного характера, на которые уходит от силы три месяца работы. Часть из них уже не выдерживает проверки временем.
Например, много нареканий вызывает конная статуя Кенесары, памятник Абаю в Астане, для которого выбрали не самое подходящее место. В Атырау уже снесли памятник Махамбету, на его место поставили новый, посвященный ему же.
В Алматы убрали памятник Ленину и Калинину, бюст Емелева. Кому они мешали? Кстати, памятник Ленину - работа скульптора Вучетича - сегодня уже своего рода антиквариат. У нас в Алматы не так уж и много памятников, чтобы ими разбрасываться.
Мы решили провести небольшую ревизию памятников города и проверить их на художественную ценность. Ведь бюсты деятелей советской эпохи - составляют почти 90 процентов всего городского украшательства. Взять, например, парк панфиловцев. Здесь располагается мемориал советским воинам и совсем "свежий" мемориал в честь воинов-афганцев. А ну как по новым веяниям и их подвергнут обструкции, как в далекой Эстонии?
Между тем, как оказалось, большинство новейших произведений искусства, возведенных на площадях и в скверах южной столицы, не выдерживают никакой критики.
Взять хотя бы ту же скульптурную композицию, которая была водружена на место скульптуры Ленина в парке напротив бывшего дома правительства. По мнению председателя Союза художников, она представляет собой "очень малохудожественное произведение". Хотя идея увековечить двух героинь Казахстана Алию и Маншук - была благородной.
То же самое можно сказать и о скульптуре Абылай-хана на привокзальной площади "Алматы-II":
- Абылай-хан- это не хан, а какой-то циркач в цилиндре, который мало отражает идею самого произведения.
О какой ценности может идти речь и в случае с одним из последних памятников - поставленного к юбилею декабрьских событий 1986 года, мы тоже не знаем. Все помнят, как в первый же день у статуи отвалилась рука.
По принципу, "плевка в вечность", как находчиво окрестили наспех слепленные произведения скульптурного творчества коллеги-художники - возводятся сооружения не только в деревнях и аулах, где родственники пытаются увековечить имена канувших в лету батыров и старцев, но и в таких крупных культурных городах как Астана и Алматы. Астанчане например, очень хорошо знают, где находится статуя Кинг-Конга и почти не представляют, где обретается Абай.
Коню Кенесары на набережной Ишима по традиции нахимовцев в Петербурге, любители ходят чистить, пардон, гениталии. Поговаривают, что они очень хорошо блестят на солнце.
А бегущий куда-то памятник Пушкину все время пытаются умыкнуть. Как никак сделан он не чета сегодняшним новоделам из бетона и краски, а из настоящей бронзы. Зато прозванный почему-то в народе "Вилка-ложка" памятник на железнодорожном вокзале в Астане никому особо не нужен, да и особой ценности в художественном смысле, подозреваем, тоже не представляет.
По словам председателя Союза художников, сегодня нет такого органа, который бы контролировал скульптурную пропаганду. Нет и утвержденного перечня памятников и сооружений, которые обязательно проходил бы через постановление правительства.
Между тем, по данным Алматинского городского отдела охраны памятников культуры в последние годы в подобный перечень в Алматы было внесено 16 объектов, в основном это архитектурные произведения., которые были отреставрированы владельцами - гостиницы "Иссык" и "Достык", башня на Коктюбе.
Памятников среди них не замечено. Но зато более двух лет идут переговоры между министерством культуры и акиматом Алматы о возведении трех памятников в Алматы. По словам Еркебулата Токмагамбетова, это памятник Герою Советского Союза Бауржану Момышулы, мемориал матери-вдове и Раимбеку-ата.
- Но высокая комиссия в Астане почему-то не дает на них добро.
Член экспертной комиссии, скульптор Еркен Мергенов имеет на это свою точку зрения:
- Комиссия работает по самому факту, когда работу надо принять, и никакого собственно соучастия или экспертизы над памятником госкомиссия не делает. У нее нет реальных рычагов и возможностей на что-то влиять. Все в руках акиматов, пусть выделяют деньги и делают заказ.
Между тем сегодня город занят восстановлением Ленинского детского дома, бывшего дома архитектора Зенкова и кукольного театра.
Правда, последний пока под большим вопросом. Что касается памятников, то денег в бюджете хватает лишь на то, чтобы почистить их или… снести.
Фото Руслана Пряникова