Донской казак стал атырауским казахом

Могильщик московского “Спартака”

О задачах, поставленных перед Сергеем Андреевым, новым тренером “Атырау”, лучше всяких слов говорит место этой западноказахстанской команды в таблице премьер-лиги: она находится в зоне вылета.

– В свое время и клуб из Ростова-на-Дону – СКА, за который я отыграл восемь сезонов, по большей части боролся за выживание – то покидал высшую лигу, то возвращался в нее, – вспоминает Сергей Васильевич.

– Болельщики ассоциируют вас именно с ростовским футболом, хотя сами вы родом с Украины…

– Да, я начинал заниматься футболом в группе подготовки ворошиловградской “Зари”, откуда перешел в спортинтернат. Уже в 15 лет попал в команду мастеров, так что школу оканчивал экстерном, сдав в течение недели восемь или девять экзаменов. Не могу сказать, что был примерным учеником, но отметки были нормальные. Особенно нравились гуманитарные предметы: география, история, литература. А вот химия, физика, алгебра с геометрией давались намного труднее.

– В чемпионский год “Зари” (в 1972-м команда выиграла всесоюзное золото. – Прим. авт.) вы еще играли в дубле, зато победа СКА в Кубке СССР 1981 года во многом ваша заслуга. Ведь именно вы забили единственный мяч в финале с московским “Спартаком”…

– Перед тем финалом фаворитом, естественно, считался “Спартак”, который, по сути, играл дома, в “Лужниках”. Некоторые предсказывали нам поражение с разницей в 3–4 мяча. Мы же прыгнули выше головы. В Москву я приехал травмированным, вышел на игру на уколах. Еще и поле было в безобразнейшем состоянии. В конце второго тайма получил мяч от Александра Заварова и пробил с носка. Мяч рикошетом от спартаковца Виктора Самохина влетел в ворота – 1:0 в нашу пользу.

– Спустя три года ростовский СКА еще раз “насолил” “Спартаку”, разгромив его в Москве со счетом 6:1. А вы забили Ринату Дасаеву два мяча…

– Самое интересное, что в том матче “Спартак” минут 70 владел преимуществом, но мы здорово сыграли на контратаках. Из восьми ударов по воротам Дасаева шесть достигли цели. “Спартак” тогда очень плохо сыграл в обороне.

Могли заслать на Колыму

– Вашего предшественника на посту главного тренера “Атырау”, кайратовца 80-х Сергея Волгина в свое время после хет-трика в игре с московским “Спартаком” пригласили в эту команду. А вам после всех этих “подвигов” подобное предложение поступало?

– Меня неоднократно звали не только в “Спартак”, но и в другие клубы высшей лиги СССР, в том числе алма-атинский “Кайрат”. Не было приглашения, пожалуй, только от тбилисского “Динамо”. Помню даже, как писал заявление на кухне у капитана “Спартака” Олега Романцева. Однако руководство СКА на все мои попытки покинуть клуб всякий раз находило контраргументы. Эти доводы были убедительны как в материальном, так и в жилищном плане. Могли, кстати, и припугнуть ссылкой в воинскую часть куда-нибудь на Колыму или Сахалин – я ведь в СКА был офицером.

– Еще одну игру с вашим участием в чемпионате страны не могу не вспомнить. В 1985 году в Москве вы проигрывали после первого тайма “Динамо” со счетом 0:3, но в итоге одержали победу – 4:3…

– Знаешь, нужно обладать крепкой нервной системой, чтобы при счете 3:0 в свою пользу продолжать играть в том же духе. Динамовцы забыли, что матч продолжается 90 минут, и слишком рано перестали играть. За это мы их и наказали. Во втором тайме мы быстро забили два мяча, и динамовцы затряслись. Кстати, в той игре мы забили и пятый гол, но его не засчитали.

Первый гол – “Кайрату”

– Из 248 своих мячей самый первый помните?

– Конечно. Забил я его “Кайрату” в кубковой игре в 1974 году. Но больше запомнился мяч в Алма-Ате в чемпионате 1977 года, который помог “Заре” победить – 1:0. Через десять секунд после этого гола я был заменен.

– В ростовском СКА вы поиграли вместе с известным полузащитником “Кайрата” Курбаном Бердыевым…

– Это был футболист со своеобразной техникой. Правда, не скажу, что у нас с ним был слаженный тандем.

– В 2000 году вы пригласили в “Ростсельмаш” нынешнего капитана “Актобе” и защитника сборной Казахстана Самата Смакова…

– Мы обратили на него внимание во время предсезонной контрольной игры против павлодарского “Иртыша”. В сезоне-2000 в определенных моментах он нам помог. Игр десять Самат сыграл в основном составе, но чаще выходил на замену. Я был им доволен. Смакову тяжеловато было привыкать к чемпионату России, который гораздо сильнее казахстанского первенства.

Успех на “Маракане”, осечка в Испании

– Один из самых памятных своих голов вы забили сборной Бразилии в товарищеской игре на легендарной “Маракане” в 1980 году. Запись той игры храните?

– Нет. Я посмотрел ее один раз и забросил в глубокий ящик. Нынешний футбол отличается от того, как небо и земля. Конечно, футболисты моего поколения были техничнее, но мы даже пешком не ходили по сравнению с тем, как сейчас люди бегают. Уверен, забей тогда Зико пенальти при счете 1:0 в пользу Бразилии, мячей пять они нам привезли бы. Но нашей сборной повезло. Федор Черенков добил мяч в пустые ворота, я забил после углового удара. Потом мы закрылись, стали играть на контратаках, а бразильцы занервничали.

– Через два года на чемпионате мира в Испании могли обыграть Бразилию?

– Просто обязаны были это сделать. Ладно, Андрей Баль забил нелогичный гол. Но как Рамаз Шенгелия не реализовал два выхода один на один! А потом судья (Ламо Кастильо из Испании. – Прим. авт.) начал чудить. Клянусь, если бы тогда победили, не удивился бы.

– Осадок от того чемпионата мира остался?

– Да. Нам за победу над поляками и выход в полуфинал обещали заслуженных мастеров спорта дать. Только непонятно, как мы собирались побеждать, выходя на игру с пятью защитниками! Установка на тот решающий матч длилась почти два часа. В сборной было три старших тренера – Константин Бесков, Валерий Лобановский и Нодар Ахалкаци, каждый из которых исповедовал свой стиль футбола. Поэтому порой было непонятно, как нам играть.

“Голову кладу – пенальти не было”

– Получается, звание заслуженного мастера спорта у вас сорвалось дважды: первый раз на Олимпиаде-80?

– Конечно, в Москве от нас ждали только победы, но мы проиграли в полуфинале сборной ГДР – 0:1. Моментов создали достаточно, но не получилось с их реализацией. Это жизнь. То поражение – неприятность, но не трагедия.

– После 1983 года вас перестали приглашать в сборную, хотя вы оставались одним из ведущих снайперов советского футбола…

– После поражения в Португалии (0:1) осенью 1983-го, из-за которого мы не попали на ЕВРО, я понял, что многих людей в новой команде уже не будет. В первую очередь тех, кто не проходил в стартовый состав. Я был в их числе.

– В той скандальной игре в Лиссабоне пенальти в наши ворота был “левым”?

– Да его вообще не было. Голову кладу, что португальца сбили за метр до штрафной площадки.

“Пожил в настоящей стране развитого социализма”

– Ваш отъезд в Швецию в конце 80-х расценивался как поощрение за футбольные заслуги?

– В принципе, да. Мы с Сергеем Пригодой были одними из первых, кто уехал за границу. Перед нами за рубеж отправились Вагиз Хидиятуллин, Ринат Дасаев, Александр Заваров, Юрий Гаврилов и Леонид Буряк. Для меня это был прыжок в последний вагон, все-таки 33 года уже исполнилось. Но за шведский период карьеры, который продолжался 4,5 года, мне не стыдно. Еще и пожил в настоящей стране развитого социализма.

– После возвращения из Швеции вы немного поиграли в чемпионате России за “Ростсельмаш”…

– Прощальный матч провел 30 сентября 1995 года (Сергею Андрееву на тот момент было уже 39 лет. – Прим. авт.) в Ростове против ЦСКА. Меня к тому времени успели назначить главным тренером “Ростсельмаша”. Рассчитывал выйти на последние 10–12 минут матча. Играли в дождь, поле раскисшее, грязища. Игра была равной, мы уступали всего один мяч. Только начал переодеваться, как нам забили второй, а потом и третий гол. В конце матча судья назначил свободный удар прямо на линии вратарской площадки. Сразу решил, что буду бить. Поднял голову, а бить-то и некуда – стенка из десяти человек все ворота закрывает. Единственный вариант – пробить над их головами под перекладину. Честно скажу, повезло, что мяч рикошетом от стенки залетел в сетку. Потом президент Профессиональной футбольной лиги Николай Толстых телеграмму прислал о том, чтобы меня дисквалифицировать. За что? Я ведь оставался в заявке “Ростсельмаша” как нападающий.

“В кармане не зазвенело”

– Мечтали завершить карьеру именно так, забив гол в прощальном матче?

– Нет, мне уже было все равно. Славы этот гол мне не прибавил, да и в кармане тоже не зазвенело. Меня бы больше удовлетворило, если бы я не забил, но мы сыграли тот матч вничью.

– На ваш взгляд как нападающего, кто из нынешнего поколения форвардов близок к идеалу?

– Сразу скажу, что идеала ни в чем не бывает. Я в большом восторге от игры нападающего сборной Испании Фернандо Торреса. Нравится Дидье Дрогба из “Челси”. Павел Погребняк гениально отыграл матчи Кубка УЕФА с “Байером” и “Баварией”.

– В Интернете существует официальный сайт Сергея Андреева. Его открытие чья инициатива?

– Моего друга. Пока я был без работы, очень активно занимался сайтом, писал, спорил, отвечал на вопросы. Но уже давно я на нем не появляюсь.

Сергей РАЙЛЯН