Домик в деревне

Но на деле дома, построенные в рамках государственной жилищной программы, оказались недоступны для населения. И сегодня чиновники ломают головы над тем, что же делать с этими хоромами.
Вначале затея со строительством ипотечного жилья в сельской местности, преподносилась как ноу-хау западноказахстанских чиновников. Дескать, нигде в стране не строят дома для сельчан, а у нас государственная жилищная программа шагнула дальше городских улиц и добралась до глубинки.
Сельские жители не могли нарадоваться такому повороту событий. Ведь он означал появление возможности улучшить свое жилищное положение, переселиться в благоустроенные дома с газом, водой, отоплением, то есть всеми атрибутами городской жизни!
В поселке Таскала, что всего в 80 километрах от Уральска, буквально за одно прошлое лето появились два новых микрорайона.
Они получили соответствующие названия - "Самал" и "Коктем". Дома коттеджного типа - на зависть, красивые, уютные, а главное, благоустроенные.
Микрорайоны расположены рядом, отличаются лишь цветовой гаммой самих домов: в "Самале" они покрашены в розовый цвет, а в "Коктеме" - в зеленый. Всего домов 35.
Но все они уже второй год …пустуют. Отгремели фанфары по случаю сдачи домов под ключ, как-никак для сельской местности большое событие. И на этом все. Никто в них так и не поселился.
Зимой в коттеджи, что на окраине, дорогу замело снегом. Темные безжизненные глазницы окон пугали редких прохожих. А в основном таскалинцы издалека, как на призрачный мираж, смотрят в эту сторону.
В поселке желающих поселиться в домах, хоть отбавляй. Многие свое счастье связывали с ними еще в начале строительства.
Причем, немало тех, кто готов внести первоначальный взнос для получения ипотечного кредита. Беда лишь в том, что банки не идут сюда, ссылаясь на низкие доходы сельчан и их дальнейшую неплатежеспособность.
Стоимость домов для сельской местности очень высокая - 15-20 тысяч долларов. Банки боятся, что люди просто не потянут ношу, которую хотят взвалить на себя на всю оставшуюся жизнь.
Политика банкиров понятна, они не желают рисковать собственным капиталом.
А вот о чем думали местные власти, берясь за строительство жилья в сельской местности, понять трудно.
Одно дело - отличиться от всех остальных областей и провозгласить собственную жилищную программу на селе, и совсем другое - довести ее до конца.
Мало построить дома посреди степи, нужно, чтобы в них еще и люди жили. Ну, построили, а что дальше? Ведь ни с одним банком Казахстана западноказахстанский акимат конкретно не договорился об ипотечном кредитовании сельчан.
Ни один банк даже не заикнулся о том, что пойдет со своими деньгами к сельским покупателям. Выходит, власть действовала на авось.
Изначально, в рамках трехлетней программы, планировалось каждый год в одной только Таскале возводить по 25-35 домов. Причем, стоимость одного квадратного метра самая низкая по республике - 280 долларов.
План был очень простой: в 2005 году строятся 35 домов, все продаются под ипотеку, а на вырученные деньги в 2006 году строятся новые, и так до 2007 года.
Но жесткий отказ банков идти на село, внес коррективы в строительный бум. И уже в этом году дома здесь строиться не будут. Не на что.
Нынче власти мечтают о том, чтобы продать хотя бы часть имеющихся зданий. Остальную часть, если удастся, выкупить за счет областного бюджета для предоставления их в качестве служебного жилья.
Недавно, после долгих раздумий, районные власти решили заселить часть домов работниками бюджетной сферы.
В основном это молодые семьи, имеющие детей. Но они живут на птичьих правах, их могут в любой момент выселить, если найдутся платежеспособные покупатели. И это при том, что Таскала сегодня один из самых перспективных районных центров в области после Аксая, где находится Карачаганакское месторождение.
В Таскале уже в этом году планируется создать свободную экономическую зону, открывается центр приграничного сотрудничества с Россией.
Здесь строится цементный завод, который будет обеспечивать строительными материалами весь западный регион страны. И здесь же разрабатываются сразу несколько месторождений полезных ископаемых. Приток инвестиций в Таскалинский район большой, а создание свободной экономической зоны должно еще больше увеличить денежные потоки.
И люди едут сюда жить из других районов и аулов. Привлекает и близость поселка к областному центру - всего за час по асфальтированной трассе можно добраться до Уральска, реализовать там на рынке продукты из личного подворья и вечером вернуться обратно.
Природа в окрестностях тоже на редкость красивая, поэтому и не хотят таскалинцы уезжать из насиженных мест, их здесь все устраивает.
Вот только жилье очень дорогое. Однокомнатная квартира стоит 8 тысяч долларов, цена нереальная, если "плясать от печки", то есть от заработков самих сельчан.
Но все надеются на инвесторов и прочих богатых иногородних, которые придут сюда с большими деньгами вместе с СЭЗ. А сами таскалинцы вынуждены в лучшем случае строить себе дома из самана, или доживать свой век в старых разваливающихся хибарах.
Новое ипотечное жилье оказалось им не по карману.
Красивыми коттеджами их только дразнят. Голубая мечта большинства таскалинцев оказалась несбыточной. Да и государственная жилищная программа на селе с этого года, скорее всего, будет свернута.
Первый блин со строительством домов в сельской местности получился комом, а второй, вряд ли вообще испекут.