"Домик" для чиновников. Будут ли уволены Тамара Дуйсенова и Аскар Мырзахметов за игнорирование журналистских запросов

Такой вот человек-загадка – Жумагали ИСМАИЛОВ, герой нескольких наших публикаций, известный функционер в системе здравоохранения, возглавлявший Национальный научный центр фтизиопульмонологии.

Скоро сказка сказывается…

С декабря прошлого года г-н Исмаилов пытается доказать, что мы опубликовали сведения, не соответствующие действительности, причинив ему нравственные и даже физические страдания. На самом деле мы всего лишь рассказали историю почти сказочного вознесения г-на Исмаилова из кресла начальника областного управления здравоохранения в кресло одного из руководителей госпредприятия в системе минздрава.

Жумагали Казыбаевич, напомню, очень вовремя ушел с должности руководителя управления здравоохранения Южно-Казахстанской области – аккурат тогда, когда там вовсю шла прокурорская проверка на предмет соблюдения законодательства, регламентирующего порядок оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на сотни миллионов тенге.

Нарушения в организации закупа лекарств и медицинской техники, незаконное приобретение медтехники без соблюдения конкурсных процедур, завышение цен при проведении госзакупок, незаконное списание лекарственных средств и медицинских изделий – прокуратура нашла целый букет нарушений.

Были наказаны больше двадцати человек, включая замначальника управления здравоохранения, десяток главврачей, пятеро заместителей главврача…

И только руководитель управления Жумагали Исмаилов оказался ни при чем. В самый разгар проверки он уволился по собственному желанию. И ему быстро нашли новую руководящую должность. Он возглавил РГП “Республиканский центр развития здравоохранения”, а в мае 2016 года стал директором Национального центра проблем туберкулеза. Закон сохранения коррупции. Как шымкентский колобок до Астаны докатился

И оба назначения состоялись, несмотря на то что в сентябре 2015 года Генеральная прокуратура направила письмо министру Тамаре Дуйсеновой о том, что “Исмаилов Ж. К. не был привлечен к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного преступления… только в связи с увольнением по собственному желанию”.

Мы ничего не утверждали, просто задали естественные вопросы. Причем вопросы были адресованы не только г-ну Исмаилову, но и Тамаре Дуйсеновой, которая его приняла на работу, и Аскару Мырзахметову, который, будучи акимом Южно-Казахстанской области, позволил ему уволиться по собственному желанию.

Но г-н Исмаилов вместо этого потребовал опубликовать опровержение. Опровержение чего? Все факты, нами изложенные, подтверждаются, все утверждения основаны на официальных документах, а там, где мы не можем ничего утверждать, высказываем мнения и задаем вопросы. Поэтому мы опровержения публиковать не стали. А в декабре 2016 года г-н Исмаилов подает в Бостандыкский районный суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации и возмещении морального вреда в размере 10 миллионов тенге. Иск против меня и автора одного из материалов Ермека Касымова. Сказ про туберкулез и коррупцию. Кто же такой Колобок и кто такие бабушка Тамара и дедушка Аскар?

И вот тут начинается самое интересное.

“Ромашка”: тут обижаюсь, тут не обижаюсь

В апреле 2017 года сразу несколько СМИ со ссылкой на судебные органы сообщили, что Исмаилов Ж. К. помещен под домашний арест и подозревается в коммерческом подкупе.

Тут же адвокат г-на Исмаилова подал в суд заявление о возвращении искового заявления о защите чести и достоинства. И суд оставляет его без рассмотрения. А ведь в иске так красноречиво были расписаны страдания, которые испытывает истец в связи с нашими публикациями, так подробно рассказывается, что мы его якобы пытаемся очернить, а еще сообщается, что истец обращался в правоохранительные органы и “полученные ответы совершенно утвердительно подтверждают отсутствие фактов уголовного преследования в отношении Исмаилова Ж. К.”.

И вот – такая неувязочка. Только адвокат Исмаилова информирует, что его клиент ни по каким уголовным делам не проходит, как его тут же берут под домашний арест.

В общем, в этот момент г-н Исмаилов, видимо, перестал мучиться в связи с нашими публикациями. Наверное, более мучительным было следствие, в котором он проходил фигурантом по двум уголовным статьям – “Коммерческий подкуп” и “Создание и руководство организованной группой, преступной организацией, а равно участие в них” (как сообщало, в частности, информационное агентство “Sputnik Казахстан”).

Конечно, если у вас будет приступ аппендицита, вы мигом забудете про мигрень. Однако, удалив аппендикс, вы снова вспомните про головные боли.

Так и г-н Исмаилов, видимо, вспомнил о нас, когда уголовное дело о коммерческом подкупе и организации в отношении подозреваемого Исмаилова Ж. К. было прекращено за отсутствием в его деяниях состава уголовного правонарушения. Получив соответствующую бумагу в конце мая 2017 года, Исмаилов Ж. К. в июне вновь обращается в тот же суд с тем же исковым заявлением по тем же основаниям и с теми же требованиями в отношении газеты “КАРАВАН” в лице Ермека Касымова и Игоря Шахновича.

Заявление составлено как под копирку. В нем даже не учтена еще одна публикация, посвященная этому делу – “Сказ про туберкулез и коррупцию. Кто же такой Колобок и кто такие бабушка Тамара и дедушка Аскар?”, в которой мы объясняем свою позицию.

А позиция наша проста: все наши статьи по этому делу основаны на письмах государственных органов. И согласно п. 1 ст. 26 Закона РК “О средствах массовой информации”, главный редактор (редактор), а равно и журналист не несут ответственности за распространение в средстве массовой информации сведений, которые содержались в официальных сообщениях и документах.

Что же касается “порочащих сведений”, то, согласно Нормативному постановлению Верховного суда Республики Казахстан от 18 декабря 1992 г. № 6 “О применении в судебной практике законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации физических и юридических лиц”, порочащими являются “не соответствующие действительности сведения, которые умаляют честь и достоинство гражданина”.

И если уж на то пошло, то наши статьи гораздо больше соответствуют действительности, чем некоторые пассажи из искового заявления г-на Исмаилова.

Впрочем, суд разберется. Важно другое.

Как услышать тех, кто “в домике”?

Наша первая статья вообще была не про Исмаилова. Фактически мы писали о системе назначения на различные должности и о сложившейся практике формирования “команд”, которые перемещаются с места на место, в том числе и в тех случаях, когда в воздухе пахнет грозой.

И наши самые главные вопросы были адресованы Тамаре Дуйсеновой и Аскару Мырзахметову. Первую мы спрашивали, чем г-н Исмаилов заслужил такое безграничное доверие, что она назначила его, несмотря на предостережение Генеральной прокуратуры. А у второго мы интересовались, почему он так легко отпустил г-на Исмаилова “по собственному желанию” в разгар прокурорской проверки.

Простые вопросы. Но на них-то нам как раз и не отвечают ничего. Г-жа Дуйсенова и г-н Мырзахметов, как говорят дети, “в домике”.

И тут самое время вспомнить о поправках в законодательство, регулирующее деятельность СМИ. Министр информации и коммуникаций Даурен Абаев после презентации этих поправок в парламенте заявил журналистам, что предусматриваются меры наказания для чиновников, которые вовремя не отвечают на адресованные им запросы, – вплоть до увольнения.

Даурен Аскербекович, эта мера относится ко всем чиновникам или только к пресс-секретарям? Что делать, например, если журналистский запрос игнорирует министр или даже вице-премьер?

Пока суд да дело, поправки эти вступят в силу. И если мы правильно понимаем, Тамара Дуйсенова и Аскар Мырзахметов будут обязаны нам ответить. Или мы все-таки что-то неправильно понимаем?

Алматы