Дом, в котором жил Магжан Жумабаев, пытаются перестроить

Уже несколько месяцев жильцы соседнего дома № 15 по улице Брусиловского пытаются помешать этому и достучаться до чиновников. Люди писали коллективные письма в акимат города и области, обращались в департамент по чрезвычайным ситуациям СКО и противопожарную службу.

– Лишь официальные отписки или “мутные ответы”, – говорит одна из жителей Олеся ГОНТАРЬ. – Наш дом и так многострадальный ввиду неадекватного его расположения; отсутствия двора, как такового; прилегания сауны и увеселительных заведений, не дающих покоя ни днем ни ночью. А теперь под нашими окнами развернули сооружение пристройки к дому 94а по улице “Казахстанской Правды”. Мы против этого. Считаем, что она преградит доступ специальной технике в случае возникновения пожара или другой чрезвычайной ситуации. Кроме того, весь мусор и плиты, предназначенные для возведения, сброшены к нашему дому… Мы с начала августа бьемся, но пока результата нет. Даже неизвестно, что возводят и зачем. Удалось раздобыть только план строительства. Там указано, что пристройка предназначена якобы для того, чтобы оптимизировать потоки посетителей и поддержать температурно-влажностный режим для улучшения условий эксплуатации дома – исторического памятника. Бред какой-то!

– Никакого согласования с нами нет, в городском отделе архитектуры и градостроительства нам сказали, что не выдавали РЕШЕНИЕ на строительство пристройки, именно решение, не разрешение. Все очень непонятно, – добавляет другая жительница дома Нина МОЛОФЕЕВА. – Известно, что это будет двухэтажная конструкция. А любая пристройка перекроет доступ света к первому и второму этажу нашего дома, где проживают в основном люди преклонного возраста, инвалиды, имеющие выход окон только на эту сторону. Мы оббиваем пороги госучреждений, нас везде “футболят” и конкретных ответов не дают. Пока строительство временно приостановлено из-за наступления холодов. Но, как только зима закончится, строить начнут снова.

Дом 94а возведен в 1870 году торговцем Алибаем Мухамедьяровым. В нем родилась его дочка – Зулейха, будущая жена поэта Жумабаева. Магжан и Зулейха прожили в доме деда после свадьбы до 1922 года. После 1922 года в нем размещались различные учреждения. В годы Великой Отечественной войны – горОНО, позднее магазин, ресторан, кафе. В настоящее время здание принадлежит редакции одного из местных изданий и являет собой образец исторической планировки провинциального купеческого города, архитектурным наследием Петропавловска.

– Мне непонятно, почему власти так глухи! – говорит Олеся Гонтарь. – Ведь такими темпами от прежнего Петропавловска скоро не останется ничего. Вся его территория будет сплошь состоять из гигантских торговых центров, магазинов, офисов и бутиков. Надо сохранять то, что есть, а не разрушать.

Петропавловск