Дом кино стал “комнаткой кино”?

Число 13 для Союза кинематографистов в 2013 году стало поистине роковым: после 8 лет правления Игорь ВОВНЯНКО, которому почти не было альтернативы на предыдущем съезде (когда были внесены изменения в устав, и отныне новый председатель должен править 5 лет), решил пойти на третий срок. И управлять уже 13 лет бессменно. Узнав об этом, его коллеги решили: пора менять положение дел. И выдвинули свои кандидатуры на пост председателя правления. К примеру, 26 апреля 2013 года, когда был созван ХШ съезд, несколько “фракций” – ветеранов, молодежи и просто от группы кинематографистов – выдвинули в качестве кандидатуры для тайного голосования Сламбека ТАУЕКЕЛА. В качестве самовыдвиженцев выступили режиссер Сергей АЗИМОВ и мультипликатор Салимгали МЫРЗАШЕВ.

В итоге голоса более чем 160 делегатов распределились следующим образом: Вовнянко – 67 голосов, Тауекел – 61, Азимов – 42, Мырзашев – 4. Но председатель съезда Болат ШАРИП, заглянув в устав, уточнил, что для избрания победителю необходимо набрать 2/3 голосов присутствующих (а не просто большинство):

– На съезде присутствовало более 160 членов. То есть для избрания любой из кандидатов должен был набрать не менее 108 голосов, а это значит, нужен был второй этап голосования, – объяснил Болат Шарип. – Но Вовнянко откровенно попирает пункт устава СК (Союза кинематографистов) и, заручившись бумагой от некой юридической фирмы, что в уставе нет понятия “председатель СК”, и, следовательно, он не подпадает под определение “руководящий орган” и избирается простым голосованием! Но кого тогда считать руководящим органом? У нас есть председатель правления. Он напрямую относится к руководящему органу. Именно руководящие органы и ревизионная комиссия избираются 2/3 голосов от присутствующих. Но он по сей день не признает решения съезда и считает себя избранным. И говорит примерно следующее: “Я был и останусь на третий срок. Чтобы никто не растащил Дом кино…”.

После того как с момента проведения съезда прошел месяц, старый председательствующий Игорь Вовнянко так и не собрал внеочередной съезд для повторного голосования. Тогда члены правления вновь обратились к уставу и обнаружили, что в особых случаях (по инициативе правления СК, по требованию 2/3 членов СК, выраженному в письменном виде, и по предложению ревизионной комиссии) съезд может быть созван вновь. Начался сбор подписей, собрана 181 подпись, и 15 июня состоялся чрезвычайный съезд, на который еще действовавший на тот момент председатель правления Игорь Вовнянко не явился.

Съезд все же состоялся, но кандидатура Вовнянко из-за неуважения к съезду и неявки была снята с голосования. Сергей Азимов сделал самоотвод. В результате подавляющим большинством председателем правления СК был избран Сламбек Тауекел. На съезде, к слову, была принята новая редакция устава, по которой вновь избранный председатель не может занимать один и тот же пост более 8 лет.

Режиссер Сламбек Тауекел, избранный председателем правления Союза кинематографистов 140 голосами делегатов чрезвычайного съезда, до сих пор не может приступить к своим обязанностям:

“Дело в том, что мой друг Игорь Вовнянко не отдает ключи, хотя по уставу должна состояться передача дел. Началась информационная война в газетах, где он стал называть меня и других членов Союза кинематографистов “деструктивными элементами”, желающими “растащить Дом кино”. Я 17 лет проработал директором киностудии “Казахфильм” и за это время не украл ни нитки… Как он может нас обвинять в желании растащить Дом кино, если мы туда даже войти не можем…

– Мы предположили, что есть какие-то финансовые загвоздки в деятельности бывшего председателя СК и обратились в финансовую полицию, – продолжает Сламбек Тауекел. –  Она проводит аудиторскую проверку. Также мы обратились в Медеуский РОВД, но руководство полиции не принимает никаких мер. Несмотря на предписание прокуратуры Медеуского района о необходимости проверки положения дел в Доме кино и союзе”.

К слову, юрист Ноян ШАНОВ усматривает в действиях Игоря Вовнянко грубые нарушения законодательства, выражающиеся, к примеру, в игнорировании устава общественного объединения, коим является СК, и решений его съезда.

Между тем, по словам киношников, Игорь Вовнянко, незаконно опечатав Дом кино и отправив работников Союза кинематографистов в отпуска, сам уехал в отпуск.

– Я все же надеюсь, что Вовнянко, как человек разумный, вернет ключи. Ведь все годы, пока он сидел в Доме кино, ничего не происходило, – говорит Сламбек Тауекел. – Нужно вернуть в Дом кино кинопоказы, встречи. Вовнянко все эти годы занимался пропагандой кино в России, Китае, считая, что диаспоры должны смотреть казахское кино. Да пусть сначала казахское кино увидят на родине!

И необходимо вернуть Дом кино киношникам: ведь до этого почти 60 процентов здания Дома кино было продано, а 40 процентов сегодня, как утверждается, сдается в аренду за смешные деньги – 2 доллара за квадратный метр. И это в центре Алматы!

По словам Венеры НИГМАТУЛИНОЙ, она, будучи директором фестиваля, ни разу не смогла воспользоваться зданием Дома кино для кинопоказов:

– Первый вопрос, который звучал от руководства союза: а сколько вы заплатите? Я согласна с коллегами: из Дома кино выселено кино. Союз кинематографистов в первую очередь должен быть организацией, защищающей интересы и права людей кино.

Журналисты поинтересовались: почему судьбой Дома кино и тем, что он “практически превращен в гей-клуб”, как сказал в интервью одному из телеканалов член Союза кинематографистов, режиссер Болат Шарип, кинодеятели заинтересовались только сейчас?

По словам Сергея Азимова, в Дом кино уже давно киношники перестали ходить, потому что сам Союз кинематографистов, которому он принадлежит частично, уже давно “труп”, а не живая организация:

– Такая ситуация в Союзе кинематографистов возникла не вчера. И последние пять-шесть лет полной апатии и безразличия тому свидетельство.

А отвечая на вопрос журналистов, Сламбек Тауекел ответил, что прежнее руководство водило за нос не только простых членов, но и членов правления, коим он сам являлся:

– Мы знать не знали, что он сдал в аренду Дом кино и за какие деньги. Вскрылось это только тогда, когда созвали съезд. И мы хотим вернуть Дому кино его первоначальное предназначение.

Известный кинодраматург Зауреш ЕРГАЛИЕВА считает, что сейчас Союз кинематографистов стоит на пороге полного уничтожения:

– Это, как ручей течет, течет, а потом начинает высыхать… Сейчас тот самый момент за минуту до полного высыхания, еще мгновение – и этой реки уже не будет. Сегодня в Союзе кинематографистов почти нет молодежи. Многие из нас, уже состоявшиеся в своей профессии и имеющие кусок белого хлеба с маслом, долгие годы обходились без Дома кино. Но мы хотели бы возродить союз и Дом кино ради будущего. Почему Дом кино важен для нас, киношников? Да потому, что киношная работа – командная: актер без камеры – никто, режиссер без актеров – никто. Нас никого нет поодиночке. А молодым неизвестно это чувство, когда Дом кино был вторым домом для каждого из нас, где пахло кофе и обсуждались наболевшие проблемы нашей профессии. Вовнянко сидит уже 8 лет. И всё, что им делается, делается для узкого круга приближенных к нему людей. Для главной массы кинематографистов там не происходило ничего. Они были не нужны. И Дом кино уже давно превратился в комнатку кино для нескольких человек… Разве это хорошо?

Мы обратились за комментариями к самому Игорю Вовнянко. Он наотрез отказался от подробного изложения своей точки зрения:

– До суда ничего комментировать не буду. Когда разрешится суд, я вам сообщу.

– О каком суде речь?

– Я подал в суд за оскорбление чести и достоинства и деловой репутации Союза кинематографистов Казахстана на члена Союза кинематографистов Болата Шарипа. Сейчас иск рассматривается. Если они (группа, созвавшая чрезвычайный съезд) не согласны с решением ХШ съезда, незавершенного, кстати, то вправе подать на меня в суд. Это даже подтвердила прокуратура. Никаких комментариев до решения суда. Я не хочу вошкотню вокруг этого всего разводить. В обществе есть более важные проблемы, чем проблемы Союза кинематографистов. Это общественная организация, которая разбирается со своими проблемами, как в семье.