Напомним, 16 июня стало известно о том, что перепроверка допинг-проб четырех олимпийских чемпионов по тяжелой атлетике из Казахстана - Светланы Подобедовой, Майи Манезы, Зульфии Чиншанло и Ильи Ильина - на играх 2012 в Лондоне показала положительные результаты. Согласно регламенту, Всемирная федерация тяжелой атлетики (IWF) отстранила этих штангистов от участия в соревнованиях до завершения расследования их дел.
На днях министр культуры и спорта РК Арыстан Мухамедиулы заявил, что премиальные, а также подаренные машины и квартиры у казахстанских спортсменов, обвиненных в употреблении допинга, забирать никто не намерен.
За комментариями по этому поводу корреспондент портала Caravan.kz обратился к казахстанским экспертам и задал им следующие вопросы.
1. Ваше личное отношение к этой истории…
2. Если же спортсменов дисквалифицируют, то согласны ли вы, что нужно забрать у них все премиальные за эти соревнования?
3. Какая мера наказания, на ваш взгляд, по отношению к этим спортсменам может быть вполне справедливой, в случае если их действительно дисквалифицируют?
Мурат ТЕЛИБЕКОВ, руководитель Союза мусульман Казахстана
1. - Нужно признать, что в этом есть гипертрофированная, политизированная и параноидальная страсть к достижению высоких результатов на спортивной арене и порой это принимает ненормальные масштабы. Спорт перестает быть спортом, становится политикой. А когда это происходит, в спорт начинают проникать те болезни, которые и присутствуют в политике: коррупция, двойные стандарты, лицемерие и стремление любой ценой достичь успеха. Не раз мне приходилось встречаться со спортсменами и в частных приватных беседах они признавались, что иногда тренеры принуждали их принимать стимулирующие препараты для получения высоких результатов, ибо от этих высоких результатов зависела их заработная плата. Поэтому, к сожалению, я не исключаю мысль, что в подобных условиях вполне возможно то, что эти факты имели место, и с этим нужно бороться.
2. - По мне, так должно быть какое-то наказание, но оно не должно быть таким однобоким. Ведь ответственность должны нести не только спортсмены, ее должны разделить и тренеры, и спортивный комитет, который имеет отношение к этому инциденту.
3. - Не суть важно, в какой форме будет наказание. Важно то, какую цель оно преследует и каким будет дальнейший эффект.
Айдос САРЫМ, политолог
1. - Честно говоря, неприятная вещь. Я тут не склонен видеть какое-то мировое закулисье и т.д. Я считаю, что штангу надо убирать из олимпийских видов спорта. Более того, спортом он (тяжелая атлетика – прим.ред) перестает быть, если все эти интересные вещи с допингом будут продолжаться. Допинг никому здоровья не добавляет, а то, что у нас люди готовы из псевдопатриотических побуждений поощрять людей, которые употребляют допинг – это не очень красиво. Технологии совершенствуют, и то, что в 2008 не смогли выявить – выявляется сейчас. Тут надо разбираться и с федерацией, и со всеми прочими организациями, которые занимаются этим видом спорта. Они представляют огромную проблему.
2. - Люди, когда занимаются профессиональным спортом и принимают допинг – это уже плохо. Я не знаю, стоит забирать, или не стоит. Это нужно задавать вопрос самим спортсменам и министерству спорта. Мне кажется, не очень красивая вещь, в любом случае. Мне сложно комментировать. Опять же, повторюсь – это очень тяжелый спорт, который делает людей инвалидами. Вряд ли штангистов можно назвать здоровыми людьми. А когда такие вещи выявляются, можно что угодно говорить, но тем не менее, очень некрасиво.
3. - Скорее моральная. Насколько я понимаю, ни в одной стране мира не судили за допинг. Люди должны сделать выводы. Человек оказался не тем кумиром, ради которого стоит болеть, которым стоит восторгаться, делиться постами в Facebook.
Кайрат ЗАКИРЬЯНОВ, ректор Казахской академии спорта и туризма, глава студенческого спорта РК:
1. - Я не знаю. Очень противоречивые мнения. Хотелось бы верить, что наши спортсмены «чистые». Потому что непонятно, как все пробы, взятые в Пекине и Лондоне сертифицированными лабораториями, были показаны отрицательными, а сейчас всплывают такие факты. Но, в целом мне кажется, что касается штангистов – нужно наводить порядок. То, что сборная команда раскололась на две части: есть официальная, есть неофициальная – во главе с Ильиным, - это, по-моему, в корне неправильно.
Должен быть один главный тренер, который руководит всей сборной, и на нем должна быть вся ответственность. Принять допинг или не принять – личное дело каждого спортсмена, но, тем не менее, главный тренер должен отвечать. Все должно происходить под его контролем и его надзором. К сожалению, у нас ситуацию вы сами знаете. Очень хотелось бы, чтобы свершилось чудо, и наш Илья Ильин, действительно великий спортсмен, который рождается в сто лет один раз, - имел возможность выступить в Рио. Я всех призываю, чтобы поддержать наших спортсменов. Но порядок наводить однозначно нужно.
2. - Я не судья и не могу говорить, должны они возвращать или нет. Но Илья – он поднял казахстанский спорт на высокую орбиту. Лишать его народной любви – этого его не лишишь. Чиновники могут отобрать у него награды, предъявить счет, заставить вернуть деньги, но народ его любит, и он достоин этой любви.
3. - Мне кажется, надо спрашивать WADA, все лаборатории, которые в свое время выдали отрицательное заключение. Значит, коррупция идет оттуда, и их купили? Или всё-таки это выявили? Международный олимпийский комитет и WADA должны бороться вместе. А так, чтобы кто-то что-то взял, и через некоторое время это (положительная допинг-проба – прим.ред.) выявилось – кто виноват? Рыба ведь гниет с головы.
Если все хваленые сертифицированные европейские лаборатории сделали заключение, а теперь другая лаборатория говорит совершенно иное – пусть сами разбираются. Может, кто-то применят одни методики для выявления допинга, кто-то – другие, но они должны разбираться в этом сами. Но, мне кажется, если сначала выдали одно заключение, потом – другое, то приоритет должен отдаваться первым результатам. Они должны все это (новые результаты – прим.ред.) аннулировать, а в будущем спрашивать.
Во время Универсиады-2013 в Казани у наших Зайчикова и Фархи выявились положительные пробы. Их дисквалифицировали на два года, но сейчас они могут принимать участие на Олимпиаде в Рио.