"Сегодня существует колоссальная проблема между реальной экономикой и финансовым сектором. Помимо разницы между реальным товаром и финансовыми активами есть еще не менее важный момент - наращивание государственных долгов, лидером в этом смысле являются США. Сегодня нет конкретных, четких рецептов по лечению кризиса… Что делать с разрывом между реальной экономикой и финансовым сектором?" - говорит эксперт, ученый, экономист и предлагает три возможных сценария развития ситуации.
Сценарий первый
Первый - масштабная деноминация доллара и эмиссия, которая приведет к тому, что государственный долг обесценится. Соответственно, реальный сектор экономики будет переоценен в сторону увеличения, и таким образом реальная экономика и государственный долг будут приведены к приемлемым с точки зрения экономики пропорциям (для сравнения: сегодня соотношение долга и ВВП в США приблизительно равняется один к десяти, а применимым считается долг 1 к 2). В случае с первым сценарием можно свети к нормальному соотношению, но за это придется заплатить колоссальным скачком цен. Данная диспропорция будет ликвидироваться за счет обнищания одной части населения и снижения уровня жизни другой. Коэффициент эксплуатации населения резко возрастет. В результате, кардинальное противоречие, достигшее остроты будет снято. И появится время для осуществления реформ.
Сценарий второй
Второй сценарий более жесткий. Он представляет собой полный дефолт с аннулированием всех финансовых обязательств на всех уровнях экономических взаимоотношений. Понятно, что в этом случае игра начнется с ноля, и вновь можно будет накапливать противоречие, которое когда-то приведет к тем же самым последствиям. На это может уйти от нескольких лет до нескольких десятилетий.
Этот сценарий более опасный, признает эксперт. Он несет с собой массовое банкротство, безработицы социальные изменения, масштабные революции. И самое опасное - он стихийный и неуправляемый. Однако "лекарство" хоть и радикальное, но действенное, его использование свело бы сразу к минимуму все накопившиеся противоречия.
Сценарий третий
Он как раз реализуется в данный момент, то есть - контролируемые дефолты на определенных уровнях. Прежде всего, в банковском, инвестиционном секторах и увеличение госдолга за счет чего осуществляется насыщение экономической системы ликвидности.
К сожалению, отмечает эксперт, исторический опыт показывает, что это абсолютно неэффективный подход. Дело в том, что кризис, который произошел в 90-е годы в Японии, был похож на то, с чем мы имеем дело сегодня в масштабе мировой экономике. Там ситуация была более благоприятная - кризис не был столь глубок и существовал серьезный ресурс для осуществления государственной политики за счет сбережений населения. Вместо увеличения долгов привлекались деньги населения. Сегодня ни США, ни Европа такого ресурса не имеют. Величина сбережений в США отрицательная с 80-х годов. В Западной Европе сбережения не превышают 2-5 процентов, то есть резерв отсутствует.
- Третий сценарий реализовывается за счет долговых обязательств, а это, в конечном счете, только увеличит те противоречия, которые есть сегодня, - говорит Сергей Грисюк. - Данный подход может лишь в какой-то мере отодвинуть неизбежный дефолт.
Возможен ли какой-то иной вариант? Экономист выдвигает свое предложение: "Если национальная валюта США де-факто стала мировой, то в чем основная проблема? Эта мировая валюта уже существует и обеспечивает межнациональные отношения и глобальный процесс ценообразования. Проблема только в том, что она является национальной. Нет никаких препятствий, чтобы придать ей новой статус. Ее нужно сделать международной, создать всемирный экономический совет, который обеспечит разработку соответствующих механизмов. По сути, мы получим на более высоком уровне структуру аналогичную Евросоюзу. Мы должны серьезно оценить последствия того, что произойдет, если мы не сделаем нужных шагов. А произойдет деградация всей экономической системы, и вся предшествующая работа станет напрасно потраченными временем, ресурсами и человеческими жизнями".
- Очень странно слушать выступления Джорджа Буша, - говорит Сергей Грисюк, - который продолжает открещиваться от причастности своей команды ко всему, что сейчас происходит с экономикой. И странно, что никто не спешит принимать предложение Ангелы Меркель, поддержанное Николя Саркози, по созданию Всемирного экономического совета (ВЭС). А ведь это необходимо, чтобы спасти доллар как мировую валюту. Чтобы доллар использовался в качестве полноценных денег, необходимо определить его золотое содержание. Должен быть создан фонд благородных металлов, обеспечивающих гарантированную конвертацию доллара.
Иллюстрация с сайта http://globalist.org.ua