Долгострой, достойный Гиннесса

В народе метро уже несколько лет называют «Алматинским фантомом», сообщает сайт 1tv.kz">Первого канала «Евразия».

В 1978-м году составлен новый Генплан города Алматы. В нем появился метрополитен (у власти - Брежнев).

3 июня 1981 года Совмин Казахской ССР принимает решение «О неотложных мерах по подготовке к строительству метрополитена в городе Алма-Ате». Московский проектный институт "Метрогипротранс" разрабатывает технико-экономическое обоснование.
В базу «Метростроя» входит завод товарного бетона, база Управления производственно-технологической комплектации. Стоимость базы - 15 миллионов рублей.

Стоимость первой очереди метро от станции "Райымбек" до станции "Алатау" оценивается в 457 миллионов советских рублей (около 0,5 миллиарда долларов).

1988 год - начало строительства (эпоха Горбачева). При подготовке к строительству снесено 137 зданий и сооружений, в том числе 92 жилых дома.

1991 год - распад СССР. Президентом Казахстана становится Нурсултан Назарбаев.

1992 год - начало исследований: ученые и строители хотят снизить себестоимость метрополитена. Подписан контракт с австрийской фирмой «Бетон-унд-Моибрау» по внедрению новых технологий.

1993 год - пик финансирования метрополитена для 80-х и 90-х годов - вложено $25 840. В то же время изменения в экономике названы барьером для претворения в жизнь прошлогоднего контракта с австрийцами.

1994 год - ощущается «кризис 90-х», финансирование падает до 20% в год. Срок сдачи первой очереди отодвинут на неопределенное время.

1995 год - анализ показывает, что для окончания строительства нужно больше 100 миллиардов тенге. В качестве партнера для продолжения строительства выбрана канадская компания «SNC LAVALIN». У иностранцев возникают трудности с привлечением инвестиций.

1997 год - у государства многомесячный долг перед метростроевцами.

1999 год - строители за весь год проходят чуть больше 90 метров. Аким подписывает договор о намерениях с канадской компанией «Bombardier». Канадцы готовы вложить в строительство 694 миллиона долларов. Подписан договор о намерениях с немецкой компанией «Philipp Holzmann». Первую линию немцы обещают построить за три года. Но после посещения строительной площадки сворачивают свою деятельность.

2002 год - аким Алматы Храпунов говорит о необходимости поиска внешних инвесторов - в противном случае придется привлекать средства из госбюджета.

2003 год - президент Назарбаев подписывает указ о государственном финансировании строительства Алматинского метрополитена.

2005 год - финансирование берется под контроль главой государства.

2006 год - запущен новый, закупленный в Германии, туннелепроходческий комплекс. Он позволяет рыть туннель со скоростью 300 метров в месяц. Метрополитен планируется запустить в 2008 году. В туннеле гибнет рабочий - он попал под колеса «КамАЗа».

2008 год - аким Алматы Имангали Тасмагамбетов уточняет новый срок сдачи - к празднованию Наурыза - 22 марта 2009 года. Корейская фирма «Хендэ» выигрывает у россиян и канадцев два тендера на строительство эскалаторов и поставку подвижных составов. Новый инцидент: обвал грунта под перекрестком улиц Абая и Гагарина. Руководство «Алматыметрокурылыс» объясняет это намоканием грунта от арычной воды.

2009 год - арест главы «Алматыметрокурылыс» Мурата Укшебаева и руководителей дирекции строящегося метрополитена Рината Абугалиева и Амира Галиева. Им вменяется в вину нецелевое использование средств в размере 120 миллионов тенге. Доказать вину задержанных не удается и их отпускают.

2010 год - 14 июня презентуют корейские подвижные составы. Корпус подвижного состава сделан из нержавеющей стали, все «вагоны» объединены в единый «коридор», вместимость одного состава - 940 человек. Кроме того, в каждом отсеке - камеры наблюдения и кондиционеры. Бастуют строители на одной из станций - корейский подрядчик три месяца не платит им деньги.

При посещении метрополитена, Нурсултан Назарбаев объявил новую дату открытия - 16 декабря 2011 года.

2011 год - в ноябре определена цена проезда в «подземке» - 80 тенге. Льгот не будет. 1 декабря открытие первой очереди из семи станций: «Райымбек батыр», «Алатау», «Жибек жолы», «Алмалы», «Абая», «Байконур», «Драмтеатр им. Ауэзова». На строительство метро потрачено более 160 миллиардов тенге, основная часть средств освоена в 2004-2009 годах. Началось строительство второй очереди метрополитена.