Специалисты предупреждают: знаменитые тянь-шаньские леса погубят древесные вредители, в изобилии размножающиеся на поваленных ветром деревьях.
Хотя на открытом совещании по лесовосстановлению работники Иле-Алатауского национального природного парка уверяли, что полностью справятся с последствиями стихии.
Сейчас расчистку ветровала ведут на шести наиболее посещаемых туристами и доступных для техники участках – на плотине Медеу, горе Мохнатке, в урочищах Саркырама, Ким-Асар, Нижний Горельник, на Шымбулаке.
– Очищено 42,2 из 480 гектаров земли, – сообщил генеральный директор Иле-Алатауского государственного национального природного парка Марлен АЙНАБЕКОВ. – Из чрезвычайного резерва правительства выделено 123 млн. тенге, из республиканского бюджета – 133 млн. Выделяется 57,8 млн. тенге на лесовосстановление. Все работы мы планируем закончить к 2014–2015 годам.
Расчистку сильно осложняет крутизна большинства горных склонов.
– Там не то что расчищать – стоять невозможно, – говорит директор Казахского научно-исследовательского института защиты и карантина растений Абай САГИТОВ. – Но беда в том, что на поваленных деревьях начинают размножаться древогрызы и короеды. И если не предотвратить их тотальное распространение, то насекомые перекинутся на здоровые деревья и могут погубить весь лес Заилийского Алатау! Подобное уже случалось в Украине, Западной Европе, Сибири. Поэтому Комитет лесного и охотничьего хозяйства РК выделяет нам 24 млн. тенге, чтобы мы совместно с российскими и белорусскими учеными применили современные феромонные ловушки и биопрепараты для уничтожения лесных вредителей. Ведь химические вещества в этой экологической зоне использовать нельзя.
– А раз 30–40 процентов поваленных деревьев по причине недоступности останутся неубранными вообще, – продолжает ученый, – то в течение как минимум 10 лет нам каждое лето придется всеми методами сдерживать размножение вредителей. И не дать им зайти в город или перекинуться на здоровый лес.
– То, что произошло в Алматы, – это спровоцировано нами же, – уверен председатель экосоюза “Табигат” Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ. – Строительный бум, разрастание города, мощнейшая вырубка деревьев… В итоге мы перегрели город. И вот этот ураган случился. Вы знаете, что ветер образуется, когда в одном месте сильная жара, а в другом – холод. Войдя в ущелье, потоки воздуха набрали скорость и превратились в торнадо. Все крутилось со страшной силой, деревья падали в разные стороны. Я видел наших горожан, которые шли и плакали, глядя на это бедствие…
– А тут еще лесозаготовители все время просят увеличить площади для вырубки! – негодует эколог. – Во всем мире лес искусственно выращивают, а потом его отдают для промышленной рубки. А в Казахстане, где лесополосы занимают 4 процента площади, из которых лишь 0,5 процента настоящих лесов, остальное – кустарники да саксаульники, беречь леса необходимо еще больше! Завтра мы вообще без них останемся. Посмотрите, что творится с придорожными посадками! Каждый заправщик норовит вырубить деревья около дороги.
Между тем функционирование в природоохранных зонах южной столицы кафе и ресторанов, строительство усадеб, загрязнение рек и незаконная вырубка деревьев продолжаются даже несмотря на то, что Иле-Алатауский парк инициировал 20 судебных процессов по их выселению.