Воевали все сверхдержавы того времени: Великобритания, Голландия и Священная Римская империя выступили против Франции и Испании. Понимая, в чем источник силы морских держав, Людовик перекрыл им торговлю с Испанией и ее колониями. Экономика ушла в кризис, налоги сократились, в результате все участники конфликта начали набирать кредиты на войну.
К 1710 году Великобритания стояла на пороге банкротства. Ее долги составляли 50 миллионов фунтов стерлингов, в то время как годовой бюджет не превышал 4 миллионов. Но к этому времени у нее уже не было талантливых финансистов, которые нашли бы выход из ситуации. И они придумали схему.
В 1713 году был подписан Утрехтский мир – первый из документов, завершавших войну. В нем был пункт об асьенто – о разрешении на ввоз рабов на территорию Испанской Америки на 30 лет. Ежегодная квота составляла 4 800 мужчин.
Право асьенто было передано частной компании – Компании Южных морей. Взамен она брала на себя ответственность по срочным или уже просроченным долгам правительства на сумму 10 миллионов фунтов стерлингов. Правительство в свою очередь должно было выплачивать компании 6 процентов годовых – 600 тысяч фунтов в год.
Компания Южных морей выпустила акции, обеспеченные соглашением с правительством. Реклама, неофициальные заверения потенциальных акционеров в том, что компания зарабатывает безумные деньги на контрабанде в испанские колонии, – и курс акций стремится вверх, новые и новые вкладчики спешат поучаствовать в высокодоходном бизнесе.
Полученные от новых акционеров деньги идут на выплату процентов акционерам, которые успели купить акции раньше (вспоминайте пирамиду МММ).
В 1720 году компания предложила выкупить национальный долг. Спрос на ее акции взлетел еще выше. Лондон наполнился самыми фантастическими слухами о грядущем процветании компании. Говорили о готовящемся соглашении о свободной торговле с испанскими колониями, концессии на разработку серебряных копей в Боливии, о привилегии на торговлю кошенилью (насекомое, дающее красящее ярко-красное вещество, а также само это вещество. – Ред.), о собственной чеканке денег.
В результате дневной объем подписки на акции компании составил 1,5 миллиона фунтов. 100-фунтовая акция, стоившая в январе 128 фунтов, в феврале продавалась за 175, в мае – за 550. К августу – за 1 000 фунтов. В тот момент суммарная стоимость акций приблизилась к 500 миллионам фунтов, что в пять раз превышало стоимость всей европейской наличности.
На фоне ажиотажа компания выкупила долги Великобритании. Расплатилась она своими акциями по рыночному курсу! Теперь кредиторы Лондона могут предъявлять претензии не к государству, которое никуда не денется, а к частной компании.
Осенью 1720 года скептики обнаружили, что компания доставила в Новый Свет около 30 тысяч рабов. Учитывая цены, прибыль от асьенто не дотягивала до миллиона фунтов. В результате в сентябре 1720 года цена акций упала до 150 фунтов за штуку. После чего толпы людей кинулись к отделениям компании обменивать свои акции на деньги.
К октябрю компания обанкротилась.
В декабре началось расследование. Вот тут-то и выяснилось, что казначей компании сбежал во Францию вместе с бухгалтерскими книгами. Директора не совершили по тогдашним законам никакого уголовного преступления, а председатель правления сэр Джон Блант отказался свидетельствовать против себя.
Уголовному наказанию подвергся только канцлер казначейства Джон Айлэби – он был признан виновным в коррупции. Трое директоров умерли, не дождавшись вердикта. Остальные отделались конфискацией имущества.
Компания просуществовала до 1850 года. Вместе с ней исчез и внешний долг Англии, который к 1721 году составлял не более 500 тысяч фунтов, то есть сократился за 11 лет в 100 раз. Британия была спасена…
Госдолг Казахстана на июль 2016 года составляет 14 миллиардов 227 миллионов долларов. Сумма в принципе небольшая. Хотя это уже треть от национального продукта страны. Более опасна вторая часть долга – коммерческая.
Она ровно в 10 раз больше госдолга – 146 миллиардов. Григорий Марченко: Все деньги хороши!
Половину от этой суммы составляет так называемая межфирменная задолженность. По словам бывшего председателя Нацбанка Григория Марченко, это главный механизм вывода капиталов из Казахстана. По данным Global Financial Integrity, из страны ежегодно вывозится по 15–20 миллиардов долларов. Но внешний долг продолжает расти. Следовательно, отток капитала увеличивается. И в этой сфере следует ожидать “мыльный пузырь”, новую пирамиду или Компанию Южных морей.