Дойные коровы с бездонными кошельками

Почему мы продолжаем платить, даже если нам не нравятся предоставляемые услуги в образовании, медицине и коммунальной сфере? Почему идем на поводу навязанных нам обязательств? Об этом “КАРАВАН” попросил поразмышлять наших экспертов.

Знания – сила! Значит, получить их нужно обязательно. Причем непременная необходимость диплома – не важно, какого вуза и по какой специальности – в нашем обществе даже не обсуждается: так надо! Без “корочки” куда устроишься?

Как-то пришлось ехать в машине с водителем преклонного возраста. Разговор зашел о детях, и мужчина признался, что таксует, собирая деньги на магистратуру для сына. На мой резонный вопрос: а почему работать не идет сын, получивший диплом бакалавра, был ответ: “Работу не нашел достойную. Вот и решили пока в магистратуру поступать. Но стоит это дороговато. Может, потом отобьется хорошей зарплатой!”.

Платить в образовательные учреждения мы считаем делом обязательным.

Поборы в школах на шторы и ксерокс – легче отдать деньги, чтобы не вызвать гнев учительницы. Плохие оценки в дневнике – нанимаем репетиторов (часто – ту же самую учительницу, которая двойки ставит). Не набрал баллов по ЕНТ на грант – платим за вуз. Образование – эта та сфера нашей жизни, за которую мы платим с готовностью и часто. Да и многочисленные зазывалы на всевозможные курсы, тренинги, семинары уверяют: надо вкладывать в себя, это самые лучшие инвестиции! Потому вопрос, платить или не платить, даже не возникает. Как не возникает вопрос: а, собственно, за что мы платим-то? Получаем ли мы качественный “товар” в обмен на наши деньги? И можно ли потом “обменять” его на хорошую работу с хорошей же зарплатой? Как показывает жизнь – далеко не всегда.

Потому что знания-то требованиям рынка труда совсем не соответствуют. При этом, давайте уже скажем честно: платим порой не столько за качество обучения, сколько за возможность считаться студентом и получить диплом.

Директор бюро образовательных услуг UniverSity Жанна МЕНДЫБАЕВА считает, что образование – дорогое удовольствие, и за возможность постоянно повышать свою “стоимость” человек должен быть готов платить.

– На Западе родители вкладывают средства не только в обучение, но и во всестороннее развитие – музыкальное воспитание, спорт детей, когда хотят, чтобы в будущем они достигли успеха. Школа при всем желании не сможет подготовить ребенка к поступлению в престижный вуз за рубежом или в Казахстане. Если у него плохо с английским – надо ходить на курсы, если плохо знает физику и химию – брать репетитора.

– А как же вузы, у которых периодически приостанавливают лицензию? Должны ли студенты требовать за свои деньги качественные знания?

– Если ты поступаешь в университет, куда берут с низким баллом ЕНТ, и стоимость обучения там невысока, да и преподавание соответствующее, то нужно задуматься: какие знания там получишь? И какую работу потом с такими знаниями найдешь?

Президент научно-образовательного фонда “Аспандау” Канат НУРОВ считает, что если в ЖХК или медицине человек может хоть как-то определить, качественную услугу он получает или нет, то в образовании это сделать гораздо труднее.

– Знания – настолько сложный продукт, что проконтролировать качество просто нереально. И на этом часто греют руки как частные, так и государственные вузы. Нет критериев оценки качества образования. К тому же у нас в обществе есть одна психологическая проблема. Принято считать: главное – получить диплом, “корочку”, которая позволит занять какое-нибудь кресло. Эта психология и маркетинговая установка позволяют толстосумам от образования штамповать дипломы гособразца, не дающие абсолютно ничего. Тем не менее все встают в очередь за этими дипломами, и эта чудовищная и бессмысленная потребность будет существовать долго, пока одни делают вид, что учатся, другие – что учат. Сейчас проблема еще и в том, что образование осталось индустриальным по характеру, когда требовалась узкоспециализированная рабочая сила. Но произошла информационная революция. И нужно совершенно другое образование. Нам нужно научить людей мыслить, обрабатывать большие объемы информации. И реально концептуально политику образования нового информационного общества может реализовать только государство. И в государственном масштабе.

Юрист “КАРАВАНА” Анастасия МАКСИМОВА говорит, что статья 409 КоАП предусматривает ответственность в виде штрафа в размере 10 МРП для работников сферы образования за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей и норм педагогической этики. Для организаций в сфере образования также предусмотрена ответственность за несоответствие предоставляемых образовательных услуг – с наказанием от штрафа до приостановления действия лицензии. С жалобой вы можете обратиться в Комитет по контролю в сфере образования и науки.

Другой сферой нашей жизни, которая, как огромный пылесос, может высосать все ваши средства, является медицина.

Кому не знакома такая ситуация – устав сидеть в очередях в государственной поликлинике или встретив некомпетентного врача, который еще и нахамил, мы направляем свои стопы к частным эскулапам. А те сажают нас на “карусель” из многочисленных обследований, часто дорогостоящих и ненужных, лекарств и процедур, тоже совсем не дешевых, но и не дающих эффекта. В итоге часто обобранный до нитки пациент уходит от врача ни с чем – и диагноз ему точный так и не поставили, и лечения эффективного не назначили. Но болезнь-то осталась! Значит, либо надо искать деньги и снова идти к частникам, либо возвращаться в очередь в родной поликлинике.

Как-то довелось беседовать с одним доктором. Он сокрушался, что перед хорошим врачом вечно стоит дилемма: если качественно вылечишь пациента – то он больше к тебе не придет, и, значит, денег от него не получишь. А если будешь лечить плохо – уйдет к другому врачу, и ты тоже без денег останешься. Мы тогда посмеялись, но осадок остался горький – что же, эскулапы смотрят только на наши кошельки?

Президент Национальной медицинской ассоциации Айжан САДЫКОВА уверяет, что принципа “доения” денег с пациента в медицине сегодня нет. По ее словам, существуют протоколы лечения, согласно которым лечат как в частной, так и в государственной медицине. И за нарушение этих стандартов лечения грозит штраф.

– В Казахстане оплата услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи осуществляется государством. Не вина врачей в том, что многие пациенты плохо информированы и не знают своих прав. И продолжают платить за услуги, уже оплаченные государством.

В общем, получается, мы сами виноваты в том, что с готовностью открываем кошельки даже там, где нас не просят. Но попробуй не заплати, если дело касается здоровья!

– По закону за некачественное оказание медицинской помощи законодательством Казахстана предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность, – говорит юрист “КАРАВАНА” Анастасия Максимова. – В частности, об этом говорится в статье 80 Кодекса об административных правонарушениях и статье 317 Уголовного кодекса РК.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства – еще одна бездонная бочка наших ежемесячных “инвестиций”.

Несмотря на многомиллиардные – в масштабах страны – платежи, она с каждым годом становится все старее, дряхлее, а стало быть, и опаснее. И дороже – потому что за бесконечные ремонты тоже платим мы.

Экономист Петр СВОИК объясняет это тем, что ЖКХ – дитя другой эпохи, и в новых условиях существовать не может:

– Вся наша коммуналка – из другого мира, другой истории. Но за эти годы не было каких бы то ни было стоящих реформ по модернизации в коммунальной сфере. И драма в том, что поддержка коммуналки для населения слишком обременительна, а для субъектов ЖКХ (компании электросетей, водоснабжения и теплоснабжения) – недостаточна. Плюс в этот “зазор” проваливается еще 25 процентов ресурсов, которые попросту разворовываются. Причем на рынке ЖКХ есть только два субъекта – государство, которое все контролирует, и поставщики услуг, которые повышают тарифы. Третьего, кто платит и кто мог бы влиять на весь процесс – потребителя, нет ни в реалиях, ни в законодательстве. Поэтому 15 процентов платежей, я могу смело сказать, мы платим просто так, из-за непрозрачности системы.

А ведь в сфере энерго-, водо- и теплоснабжения тендеры, капремонты и другая деятельность по объемам не меньше, чем в бюджетной сфере! Один только рынок электроснабжения тянет на шесть миллиардов долларов в год! И этот рынок абсолютно непрозрачен. Как потребитель может проверить, как производятся закупки топлива для электростанции, проводятся ремонты? Никак.

Впрочем, как нам удалось выяснить, влиять на процесс получения услуг – как образовательных, так и медицинских вкупе с коммунальными – можно. Для этого нужно знать свои права и не хлопать ушами: ведь король на этой ярмарке – потребитель. Раз он платит деньги, ему и музыку заказывать.

Юрист Ассоциации КСК города Алматы Аркадий РУБЦОВ рассказал, что их общественной организации удается многое:

– Помните дифференцированные тарифы на воду для физических лиц? Так вот, мы отправились в экономический суд, и вскоре в Астане эту систему взыскания платежей отменили. Стоило это нам всего 900 тенге госпошлины!

Наши коллеги из общества защиты прав потребителей выиграли несколько исков у газовиков, которые начисляли огромные штрафы ни в чем не повинным потребителям за якобы срыв пломб со счетчиков. А пенсионер Николай ДЕДОВ, единственный пока в республике, добился заключения индивидуального договора с поставщиком электроэнергии. Его не устраивало время, в которое приходили снимать показания счетчика, в результате в квитанции появлялись усредненные цифры, влекущие большие долги. Так что надо отстаивать свои права!