Оказывается, наличие билета на поезд, еще не гарантирует Вам беспроблемной посадки в вагон. Понадобилось мне нынешним летом из Шымкента выехать в Воронеж.
Вначале, памятуя о железнодорожной инструкции советских времен, мы попытались заказать билет за полтора месяца.
Тут же выяснилось, что на весь летний период все ж/д билеты из Шымкента до дальнего зарубежья были распроданы еще в середине весны (!!!). Оказывается, железнодорожная станция Шымкент - транзитная, не узловая. То есть здесь проходит, грубо говоря, только одна линия от ветвистой железнодорожной паутины. И по этой причине для Шымкента (с его почти миллионным населением), изначально выделяется очень ограниченный лимит билетов для местных пассажиров. Который раскупается влет еще задолго до начала летних отпусков.
То есть на внутренние лини по Казахстану билетов хоть отбавляй, а вот в Россию - нету.
Правда, здесь же на вокзале, к нам подошел некий посредник, который предложил помочь с билетами в нужном направлении. Но с оговоркой, что билет, видимо, будет с посадкой не в Шымкенте, а где-то на предыдущих станциях в Жамбыльской области. Возможно: Чу, Луговое, Тараз.
Таким образом, сразу получалось, что билет стоит несколько дороже (плюс, разумеется, услуги посредника). Но было не до экономии, поэтому купили, что есть. На более-менее подходящий для нас срок удалось взять билет со станции Отар. Судя по карте - это какой-то крохотный поселок на границе Алматинской и Жамбыльской области. Но с точки зрения железнодорожников - крупнейший узловой центр, где сходятся ветки нескольких путей. Потому и билетов с посадкой именно на этой станции выделяется всегда гораздо больше, нежели, например, с шымкентской.
Интересуемся - что же нам, придется ехать в Отар, чтобы там сесть на свои места, согласно купленным билетам?
- Да нет, - говорит посредник, - сядете здесь же, в Шымкенте. Типа, вы опоздали сесть в Отаре, и догоняли поезд аж до Шымкента. - Все так садятся, - убедительно-доверительно добавил напоследок благодетель и с тем исчез...
Мы люди как бы продвинутые, сразу вникли в ситуацию. Действительно, думаем, какие могут быть у проводника к нам претензии - мы ведь не за две остановки раньше на поезд влезаем, а позже на три станции. Как бы еще даже экономим для поезда в виде отсутствия на определенном участке пути груза наших тел.
В общем, успокоенные, ждем своего срока, готовимся к поездке. Попутно, конечно, хвастаемся знакомым, что удачно взяли билет. Среди знакомых у нас тоже хватает опытных и добрых людей. Наслушиваемся всякой жути про то, что и поезда отменяются, и билеты с рук могут оказаться фальшивыми и проч.
Но особо цепляет одна информация. Ее нам поведала знакомая, которая в студенческие годы на каникулах подрабатывала проводницей на поездах, и слегка в курсе здешних тонкостей.
Так вот, по ее словам получалось, что опоздав на поезд, его действительно можно догонять, но только до следующей, максимум - второй станции. Хотя даже на второй станции вас уже вполне могут не пустить, признав ваши билеты недействительными. Дело в том, что все вагоновожатые состава обязаны на каждой станции отчитываться бригадиру поезда о количестве свободных или незанятых мест в их вагонах.
И бригадир эти сведения передает на следующую станцию, где вполне могут продать билет на незанятое место. (А мы тоже слышали эту версию, что даже если на нужный поезд билетов загодя не было, они вполне могут появиться в кассах буквально на подходе поезда). Так вот, проводник может "держать в уме" вариант с опоздавшими, но догоняющими поезд пассажирами, не дольше второй станции. После этого место считается свободным, и проводник вправе сажать на него других пассажиров.
Мы начинаем понимать, что и в данном варианте есть своя железная логика. Пытаемся найти хоть какие-нибудь официальные, современные правила пассажирских перевозок на Ж/Д.
Но в обнаруженных нами инструкциях находим только следующий пункт, некоторым образом имеющим отношение к данной ситуации.
Оказывается, опоздавший по форс-мажорным обстоятельствам пассажир может сдать неиспользованный билет в течение аж трех суток после отбытия поезда, естественно, с предъявлением всех доказательств своего форс-мажора. И железная дорога ему при этом обязана выплатить стопроцентную стоимость билета. Насчет того же, до каких пор можно "догонять" поезд, нигде и ничего не говорится!
Факт того, что железная дорога готова таки расплачиваться с реально опоздавшими пассажирами по полной, нас еще больше удручает. Так как это доказывает, в свою очередь, что у железной дороги вполне могут быть предусмотрены на этот случай какие-то внутренние, защитные механизмы. Чтобы, так сказать, не терпеть убытка от личных неурядиц отдельных пассажиров. И этот защитный механизм как раз и может быть той самой вторичной продажей билетов на незанятые своевременно места (а билеты на поезд сейчас такие же, как и на самолет - именные, с полными паспортными данными пассажира).
Напомню, что у нас билеты с Отара, а садиться мы намереваемся в Шымкенте (с легендой - что догоняли поезд). От Отара до Шымкента - три крупные станции - Чу, Луговое и Тараз. И все станции узловые. И почти пол-суток пути для поезда. И если права наша знакомая, то уж в Таразе на наши места точно кого-нибудь посадят.
Пытаемся выяснить что-либо у должностных лиц "Темир-Жолы".
Главный железнодорожник ЮКО, директор южно-казахстанского отделения "Казахстан Темир Жолы" Нышан Желдыбаев вначале нас успокоил, сказав, что сейчас продажа билетов на поезда идет строго через компьютер. И если мы взяли билет, то садиться можем с любым опозданием, не страшась, что билеты на эти места еще где-нибудь продадут.
- Компьютер будет до упора показывать, что места заняты. И никакие исправления в него не вносятся. Так что официально, через кассы, никто на эти места билеты ни купить, ни продать уже не сможет. Даже, если вы вообще на поезд не сядете, - сказал Н. Желдыбаев.
Но тут же по-свойски добавил, что в советские времена действительно существовало правило - не терпеть пустые места в вагонах. И если проводник - человек в возрасте, то вполне может руководствоваться этим устаревшим правилом, правда, из соображений личной корысти.
Мы люди понятливые, сразу просекли ситуацию. Грубо говоря, проводник может подсадить леваков. Что уж точно, на наших поездах случается нередко.
И хотя мы имеем все права, но проблемы с посадкой и с проводником у нас могут возникнуть довольно большие.
То есть, за те 10 минут, что поезд стоит в Шымкенте, мы может, и сумеем переорать проводника и сесть на свои места. Но дело усугубляется тем, что мы будем пересекать границу с Россией и проходить таможню. И здесь многоопытный и обиженный нами проводник, вполне может отыграться, подстроив так, что нам придется таки ссаживаться с поезда прямо на границе. (Не то что бы мы так плохо думаем о племени проводников, но теперь-то, после наплыва разнородной информации, в голову лезут самые тошные мысли).
Пытаемся выяснить и реализовать еще один вариант - можно ли каким-нибудь образом дать сообщение на наш поезд, что мы сядем не в Отаре, а позже - в Шымкенте?
От этого предложения в южно-казахстанском филиале "Темир Жолы" все работники приходят в ужас. Выясняется, что буквально в июне один из работников ж/д станции Шымкент также пытался помочь пассажиру-инвалиду. Ситуация была один в один наша. Сотрудник вокзала предупредил телеграммой, что посадку пассажир сделает позже. Так в "Темир Жолы" началось настоящее внутреннее расследование, с подозрением о махинациях с билетами.
В общем, хотя де-юре мы убедились в собственной правоте, де-факто стало понятно, что подобная ситуация традиционна и тоже не исключает проблем...
Сразу захотелось ехать за два дня в Луговое, чтобы сесть-таки там в полном соответствии с нашими билетами. Хотя тоже бред - переться с чемоданами заранее в какую-то чужую деревню, чтобы там ночевать на вокзале, с утра сесть в поезд, и через двое суток проехать родной Шымкент.
В общем, мы набрались терпения-мужества, и стали упорно ждать своего поезда …в Шымкенте. Запаслись телефонами ревизионной комиссии, проверяющей безбилетников, подтянули еще каких-то значимых знакомых на случай возможного конфликта с проводником и…
…и совершенно без проблем сели в поезд. Наши места были свободны, проводник даже внимания не обратил, что на билетах станция посадки была вовсе не Шымкент, а Отар, который "давно проехали".
Впоследствии наша знакомая сказала нам, что нам просто повезло. А мы, обогатившись личным экспириенсом, так и не можем теперь с уверенностью сказать - то ли тот "чужой опыт" был вовсе не нужен, и мы зря истрепали себе все нервы, то ли действительно просто не пригодился - из-за везения.
А все-таки интересно: неужели поезда, на которые не взять билет, гоняют с пустыми местами, если пассажир не сел из-за личного форс-мажора?