Добрым молодцам урок

И в воздух чепчики бросали

Признаться, предпремьерные ожидания были изрядно испорчены отзывами российской прессы

(в Москве и Санкт-Петербурге показы состоялись на несколько дней раньше). Солидная их часть катком разной степени тяжести прошлась по фильму, снятому при участии казахстанских продюсеров Бориса Чердабаева и Алии Увальжановой.

Не добавили позитива и девочки-клакеры на алматинской премьере (была еще астанинская) – показушный псевдовосторг доверия никогда не вызывает. Сгрудившись у входа в кинотеатр, нимфетки радостно, но не слишком искренне размахивали плакатиками с надписями “Мы любим Антона” и фотографиями исполнителя роли Александра Невского – Антона Пампушного.

Однако тревогу ожидания разрушил сам фильм. И тут уж можно заподозрить наличие в числе российских рецензентов антиклакеров, решивших по какой-то причине “потопить” картину.

“Презлым отплатил за предобрейшее”

Итак, в чем, собственно, история? ...1240 год. Во время охоты молодой новгородский князь Александр Ярославович становится свидетелем нападения разбойников на рыцаря, оказавшегося вице-магистром Ливонского ордена. Князь рыцаря спасает, но тот “презлым отплатил за предобрейшее”: ливонцы копьями шведов хотят устранить Александра, которому также придется столкнуться с предателями, заговором бояр, покушением и влюбленностью своего лучшего друга Ратмира в княжескую жену. Ну а закончится все, разумеется, Невской битвой, о чем недвусмысленно говорит название картины.

“И царь у вас такой… Натуральный!”

Одним из главных достоинств фильма является Антон Пампушный. Князь Александр из него вышел великолепный! И внешностью, и харизмой, и удалью. Очень яркая роль, после которой бравурная формулировка пресс-релиза о том, что “на следующее утро после премьеры Пампушный проснется знаменитым”, не кажется таким уж сильным преувеличением.

Хороши и другие роли, прежде всего сыгранные актерами старшего поколения. И, конечно, нельзя не упомянуть яркие эпизоды звезд: Богдан Ступка в роли перебежавшего к шведам псковского князя Ярослава, Тунгышпай Жаманкулов в образе посла Батыя и Андрей Федорцов, в шутовском наряде сеящий смуту в новгородских питейных заведениях.

То ли сказка, то ли быль

Возвращаясь к традициям советского кино, замечу: если бы сказали, что “Александр. Невская битва” снят в 1960–1970-х годах, я бы не слишком удивился. Это относится как к прекрасно подобранному актерскому составу, так и к крепкой, качественной постановке. Однако местами с архаизмами явный перебор. Да и характеры в фильме чересчур полярные. Если хороший герой, так хороший настолько, что хоть сейчас нимб вокруг головы пририсовывай. Если плохой, то на все 100% – такому не грех и глаза на весь экран выдавить. В итоге получается добротная смесь из киноиллюстрации летописей и “Финиста – Ясного сокола”. И чего в этой смеси больше – истории или сказки, – совершенно непонятно.

Чем богаты, тем и рады

Впрочем, вложенные 8 миллионов долларов видны невооруженным глазом. И в декорациях, и в костюмах, и в доспехах, и в батальных сценах. Тут, конечно, пришлось прибегнуть к известным приемчикам вроде дрожаще-скачущей камеры, крупных планов и замедленной съемки, скрывающим огрехи бюджета. Однако все это пошло только на пользу. Тем более что такой уж грандиозной Невская битва в принципе не была.

Так что, резюмируя, “Александр. Невская битва” – кино, достойное просмотра.

Дмитрий МОСТОВОЙ