Добропорядочных казахстанцев приравняли к негодяям и уголовникам

Даже не знаю, кому пришло в голову уравнять добропорядочных граждан, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации и не сумевших вовремя выплатить взятые кредиты или коммуналку, с отъявленными негодяями-уголовниками.

Это для них на стадии расследования всегда была предусмотрена такая мера пресечения, как подписка о невыезде, и как подобная санкция перекочевала в исполнительное производство, уму непостижимо. Напомню, что, когда данная поправка в закон обсуждалась в парламенте, ее инициаторы убеждали депутатов и общественность, что будет она использоваться исключительно как крайняя мера и исключительно к таким мерзавцам, как злостные неплательщики алиментов или руководители, не желавшие платить заработную плату. Ну кто из нас выступит против сироток при живом родителе или кровопийце-начальнике. Депутаты тоже люди и, проникшись проблемой, данную меру одобрили и в Закон "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" включили ограничительные меры на выезд из страны.

Скажу сразу, что я и сейчас поддерживаю в этом парламентариев, для данной категории граждан запрет на выезд за рубеж – мера оправданная и справедливая. Правда, никто сейчас не может понять и ответить на простой вопрос: а почему вдруг эта мера стала применяться в отношении всех задолжавших кому-либо граждан, причем размер суммы абсолютно не важен.

"За рубеж" – это не Лондоны с Парижами

В разбираемом нами в прош­лых номерах случае, если помните, речь идет о решении суда о взыскании чуть более 70 тысяч тенге. До недавнего времени запрет на выезд выдавался вовсе на смешные деньги – 10 или 15 тысяч штрафа за автомобильные провинности. Ну, поскольку наше депутатское сообщество, как писалось выше, тоже люди и у них тоже имеются родственники, они весь этот беспредел ЧСИ-шников испытали на личном опыте, через что умерили прыть частных судебных исполнителей и ограничили сумму, при которой данная мера может быть вынесена, до 20 МРП, сейчас это составляет 50 тысяч 500 тенге (статья 33, пункт 1 Закона РК "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей").

Правда, остановились они у этой черты напрасно, сегодня, и у автора этих строк имеются реальные доказательства, запрет на выезд ЧСИ-шниками выносится в массовом порядке, что называется, всем подряд без разбору.

Причем делается это раньше, чем должник получает от ЧСИ-шника уведомление о том, что у него открыто на того исполнительное производство. Иными словами, уведомления нет, никто ничего ни сном ни духом, а у задолжавшего уже всё под арестом и запрет на выезд висит.

Здесь, конечно, необходимо пояснить для тех, кто не в курсе или забыл, как живет страна: для большинства казахстанцев "за рубеж" – это не Лондоны с Парижами, а соседнее село или городок по ту сторону границы, где живут его ближайшие родственники, и общение с ними для них такая же жизненная необходимость, как дышать. Это они трудно живут, покупают стиралки и холодильники в кредит, должают за коммуналку, и это у них долги более 50 тысяч 500 тенге. Нынешний Президент, если кто забыл, предложил простить подобным должникам и поболее…

Ну, раз уж мы отвлеклись, напомним всем забывшим "деятелям" и объясним нашим читателям, почему мною запрет на выезд за рубеж называется мерой, нарушающей конституционные права казахстанцев. Потому что в Конституции РК в пункте 2 статьи 21 об этом праве прямо написано: "Каждый имеет право выезжать за пределы республики. Граждане Республики имеют право беспрепятственного возвращения в республику". Повторю, что изначально на такую крайнюю меру было предложено пойти исключительно ради малых детей и честных тружеников.

Нужно наводить порядок

Не нужно думать, что все идиоты и не понимают, почему ЧСИ-шники начали повсеместно применять эту норму: прежде всего, оказывая подобное давление на задолжавших граждан страны, они, не напрягаясь, могут выбивать долги из тех, кого большинство, – живущих трудно и в долг. Ну кто из родственников останется равнодушным, если апашке запретят выезд за рубеж, то есть к ним в село, что они не могут скинуться и выкупить старушку у злодея ЧСИ-шника, заплатив за нее долг. Скажете, это незаконно (!), а кого это интересует, кроме нас с вами, похоже, никого.

Да, по закону частный судебный исполнитель должен был наложить арест на недвижимое имущество должницы, поставить в известность банк, где она получает пенсию, и 50 процентов с нее банк должен был бы перечислять на его счет в погашение долга.

Оставляя ей сумму не ниже минимального прожиточного минимума. Но это же долго, это же работать надо, а тут шик-брык – и готово, родня пришла на помощь, и напрягаться не надо.

Роль суда в этой истории крайне важна, и сегодня она носит исключительно одобрительный характер. Объясню, почему мы заговорили о суде и его роли.

Дело в том, что каждый запрет на выезд за рубеж должен получить санкцию суда, таково требование закона.

Но кто из нас с вами или самих должников знает, какие именно документы лежат в папочке под названием "Исполнительное производство №…", которые по закону ЧСИ-шники подают судье для получения санкции. Имеются ли там сведения из пенсионного фонда о том, что у данного гражданина имеется ежемесячный доход по месту работы, имеются ли там сведения о наличии недвижимости, сведения о ранее сделанных им платежах по данному исполнительному листу… Как вы думаете, если судья получит папку, где по представленным документам у должника имеется работа и зарплата, есть жилье, он не находится в бегах и проживает по месту регистрации, он выдаст санкцию? Мне тоже хочется сказать "нет", а как на самом деле, честно, не знаю. Могу только повторить: факты вынесения судом санкции на запрет на выезд за рубеж еще до того, как должник был должным образом уведомлен, есть.

Мы не ставили своей целью критиковать суды, напротив, наша задача обратить внимание Верховного суда и депутатов на тот беспредел, который сейчас учинили ЧСИ-шники, и ожидать от них действенного вмешательства. Всё, что вы хотели знать о коллекторах в РК, но боялись спросить

Законодательно определить, при каких обстоятельствах могут быть нарушены конституционные права граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и не способных обслуживать кредит или оплачивать коммуналку.

Очевидно, что должен быть установлен временной срок между уведомлением должника и подачей документов в суд для получения санкции на запрет на выезд за рубеж. Законодательно должно быть прописано, при наличии каких документов судья может вынести санкцию на запрет: выписки из пенсионного фонда, справки о наличии банковских счетов, справки о наличии недвижимости у должника, адресной справки с местом прописки, уведомления о вручении заказного письма с уведомлением, сведениях о сделанных ранее выплатах… Возможно, этот перечень обязателен и сейчас, только никто, кроме судей и ЧСИ-шников, об этом не знает, а нужно, чтобы знали все.

Мне, например, известны факты, когда у должника вдруг появлялись счета в банке, где он никогда не обслуживался. Какую еще белиберду подавали судье – вообще неизвестно, так что открытость и еще раз открытость.

Повторю также, что срок между уведомлением должника и подачей документов о вынесении санкции не должен быть менее одного месяца. Далее, не может быть вынесена санкция, если должник имеет работу и зарплату, с которой могут быть произведены ежемесячные выплаты, и запрет этот должен быть закреплен законодательно. И, совершенно очевидно, должен быть существенно увеличен финансовый барьер с 20 МРП до, к примеру, 200 МРП. Только тогда запрет на выезд будет касаться тех граждан, для которых заграница – это Парижи с Лондонами, а не соседнее село на другой стороне границы.

Понятно, что данные изменения не могут касаться алиментщиков и жлобов-работодателей, им наше презрение и понижение в правах.

В заключение самое время вспомнить, что учиненный ЧСИ-шниками беспредел впрямую нарушает статью 3 Закона "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей": "Исполнительное производство осуществляется на принципах:

1) законности;

2) своевременности и прозрачности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

3) уважения чести и достоинства человека…

5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения…".

Выделено мною намеренно, потому что сегодня каждый этот пункт нарушен, и охват этих нарушений непомерен.

Алматы