Но, несмотря на это, даже с иными и более демократичными правовыми устоями государство, нежели родина мигранта, порой встречает его не слишком приветливо…
В жизни так бывает
Семья Гульмиры переезжала в Казахстан постепенно: в 2002 году из Узбекистана на казахские земли вернулся брат, в 2004 - большая часть семьи (родители - мать Улбасын и отец Нурбек, братья и сестры с семьями, дяди и тети), а в 2008 - переселилась сама Гульмира.
- В маленьком городишке Заравшан у каждого из нас было отдельное жилье, работа, - говорит Гульмира. - Мы оставили все, потому что Президент Казахстана пообещал репатриантам, вернувшимся на историческую родину, неплохие деньги, работу, жилье. Но все оказалось не так просто. Мы возвратились по квоте, и значит, жилплощадь нам не предоставили, на каждого члена семьи выделили сумму. Общих денег хватило лишь на то, чтобы купить дом в соцгороде по улице 8 Марта. Очень долго пришлось ждать оформления необходимых документов, получения гражданства - от полугода до полутора лет. Поэтому многие из нас не смогли найти нормальную работу: я тружусь санитаркой в больнице, потому что медсестры-оралманки должны подтверждать квалификацию в Астане, а на это требуются деньги, которых нет; мои родственники устроились здесь в промышленные подрядные организации, кто-то работает в сфере обслуживания. Жить одной огромной семьей в низеньком домике стало невозможным, каждая маленькая семья решила отделиться, приобрести хотя бы "однушки" - братья накопили кое-какие средства, дополнительные деньги мы планируем выручить с продажи этого дома.
Ответ заместителя акима
- Самая главная проблема, с которой сталкиваются наши, так скажем, "соотечественники" - это другое правовое поле, на котором им приходится жить вместе с нами, - говорит Татьяна Куринная. - Я часто слышу от репатриантов: "А у нас в Узбекистане было вот так…". А у нас, в Казахстане, извините, все по нашим законам. Например, многие оралманы не понимают, почему наше государство выделяет им деньги, но не предоставляет жилье. Есть два условия возвращения - по квоте и вне квоты, одно из условий выбирает сам репатриант. По квоте на каждого прибывшего мигранта выделяется сумма в размере чуть больше 100 тысяч тенге. Если приезжает семья из двух-трех человек, 300 тысяч тенге им, безусловно, не хватает для покупки жилья, и мигрантам приходится много работать, чтобы скопить недостающую сумму - государство не выдает дополнительные средства репатриантам. Семья из десяти человек совершенно спокойно может купить дом, а оставшиеся деньги тратить по своему усмотрению.
Возвращающимся вне квоты казахстанское правительство выделяет деньги лишь на погашение расходов на переезд, оралманы могут ускоренно оформить гражданство, получить необходимые документы, и встать в льготную очередь на получение жилья наравне с инвалидами 1и 2 групп, воинами-афганцами, ветеранами ВОВ, матерями-одиночками и другими категориями граждан.
Это сейчас оралманы стоят в длинной очереди, настолько длинной, что даже вернувшиеся в 2007 году до сих пор не получили обещанного жилья и пока ютятся по съемным углам. А в самом начале кампании по переселению оралманов в Казахстан, несколько лет назад, "внеквотникам", приехавшим в Темиртау, выдавалось разрушенное жилье, которого тогда было хоть отбавляй. Поэтому происходили случаи, когда небольшие семьи возвращенцев, заранее зная, что им не хватит квотных денег на покупку жилья, отказывались от квоты, чтобы получить хотя бы разбитую квартирку. Сегодня в Темиртау нет бесхозной или самозаселенной жилплощади. А, кроме того, чиновники, наконец-то, опомнились - пока они выдавали брошенные квартиры оралманам, коренные жители Темиртау, входящие в 11 социально незащищенных категорий, стояли в "мертвой" очереди. Сегодня, согласно Закону "О жилищных отношениях", в этой недвижимой череде ждут своего часа и репатрианты.
- Кроме жилищных, у оралманов нет никаких проблем, - уверена Татьяна Михайловна. - Репатрианты могут без труда устроиться в любую организацию по их специальности, пройти обучение и переобучение через центр занятости. Дети мигрантов, так же как и малыши других жителей города, становятся в очереди в детские сады, чада постарше - устраиваются в школы с государственным языком обучения. Кстати, в связи с перегрузкой казахских школ в городе панируется введение двух, минимум - одного такого учебного заведения. Матери-одиночки, матери-героини, многодетные и малообеспеченные семьи из числа оралманов получают необходимые пособия. А сколько среди этнических казахов сильнейших педагогов и врачей! Недавно в больнице мне делала инъекции в вену девочка-оралманка, медсестра. Изумительное мастерство - укол был безболезненным, а после процедур на руке не осталось ни шишек, ни синяков.
Ответ начальника отделения миграционной полиции
- Огромных проблем у оралманов нет, - говорит подполковник полиции Саян Саманбеков. - Единственное - с Узбекистана очень долго приходят ответы на наши запросы относительно проверки репатриантов по прежнему месту жительства и на наличие в отношении них компроматериалов. Был случай, когда приезжий предоставил нам документ, подтверждающий, что относительно него правоохранительные органы Узбекистана не имеют претензий. Но при проверке нами через центральный аппарат МВД этой страны, удалось установить, что этот человек находится в розыске, и он тут же был задержан и экстрадирован в Узбекистан.
На ожидание официальных ответов с родины оралманов уходит около шести месяцев - все это время этнические казахи лишены права на получение прописки. Однако, имея вид на жительство и паспорт гражданина Узбекистана, оралманы могут легально жить и работать на территории нашей страны. Всего на учете в миграционной полиции состоит 4 296 человек, получивших статус оралманов, из 1 310 детей, 2 986 взрослых. Эти цифры не постоянные - репатрианты, принявшие гражданство Казахстана, снимаются с учета.
В этом году в Темиртау из стран ближнего зарубежья прибыло 4 512 человек, 63 человека - из дальнего зарубежья (в основном Германия и страны Прибалтики), в эту же цифру входят и казахи, приехавшие навестить родственников из Монголии. Особенно эти показатели растут сейчас, в сезон отпусков. Статистика показывает, что примерно 70% приезжающих в Темиртау на ПМЖ - лица, которые ранее проживали в нашем городе, но по каким-либо причинам уезжали в основном в города России и стран ближнего зарубежья "за лучшей жизнью". То есть, не перевелись еще патриоты на земле казахской. На втором месте по численности стоят мигранты, которые приезжают на постоянное место жительства в Темиртау к родственникам мужа после замужества. Третья категория - пожилые люди, желающие жить рядом с детьми. Самая мизерная доля в этом списке - иностранные граждане, ищущие здесь устроенности и благ, временно поселяющиеся у дальних родственников.
- Любые мигранты, пересекшие границу Казахстана, вообще не сталкиваются здесь ни с какими проблемами, - говорит подполковник полиции Саян Саманбеков. - "Гостям" лишь необходимо быть законопослушными, соблюдать простейшие правила. После въезда на территорию страны иностранный гражданин в течение 5 календарных дней должен зарегистрироваться в органах внутренних дел. Встречающие иностранца обязательно должны подтвердить место его фактического проживания своими документами, удостоверяющими личность и домовой книгой. На границе иностранным гражданам выдается миграционная карта, которая заключает в себе дату пересечения границы, а так же поясняет мигрантам на казахском, русском и английском языках обязанности приезжего перед принимающим государством. Не зарегистрированный в течение пяти суток мигрант привлекается к административной ответственности по статье 394 часть 1, предусматривающей наказание от 10 до 20 мрп, в исключительных случаях - предупреждение. Но, сами знаете, как люди приезжают в гости, скажем, к родственникам, в другую страну - пока как следуют не отметят свой приезд, не обойдут поквартирно с подарками всех родственников и друзей - не вспомнят о том, что им необходимо явится в миграционную полицию. Как правило, это происходит слишком поздно.
Иностранные граждане не имеют права на трудовую деятельность в республике Казахстан. Законными считаются только служебные командировки. Например, на промышленный гигант приезжают иностранные специалисты для налаживания различного оборудования. При этом принимающая сторона, то есть АО "АрселорМиттал Темиртау", обеспечивает их временным жильем и обязательно регистрирует как трудовых мигрантов в органах внутренних дел. Сначала года количество иностранцев, пересекающих границу Казахстана снизилось порядка на 1500 человек, но несмотря на этот факт, увеличилось количество ОПМ. В этом году сотрудниками миграционной полиции было проведено семь оперативно-профилактических мероприятий, направленных на выявление нарушения иностранцами миграционного законодательства Казахстана, на обнаружение лиц, занимающихся незаконной трудовой деятельностью (преимущественно граждан Узбекистан и России), и лиц, привлекающих иностранную рабочую силу.
- В связи с мораторием на проверки малого и среднего бизнеса, долгое время мы могли проверять только физические лица, - рассказывает Саян Сансызбаевич. - Был случай, когда предприниматель, имея свой основной бизнес, занимался еще и строительством частного дома, где и использовал дешевую рабочую силу мигрантов. Много иностранцев работает в автосервисах и кафе, в основном с узбекской кухней, но большинство из приезжих трудятся там законно - в 2006 году указом президента в республике была проведена разовая акция "Легализация иностранной рабочей силы" с целью выведения из теневой экономики налоговых средств мигрантов. Желающие легализировали свой труд на три года. Не хочу делать прогнозы, но в связи с прогрессированием кризиса, когда даже не каждый гражданин Казахстана имеет работу, правительство нашей страны вряд ли решит повторить подобную акцию.
Существует практика выдворения мигрантов за пределы республики по постановлению суда. Первая причина - незаконный въезд на территорию нашей страны. В связи с прозрачностью границ на территории постсоветского пространства, пересечь их можно мимо поста полиции.
Вторая причина - несвоевременный выезд за пределы республики. Нарушившим законодательство мигрантам полагается арест от 1 до 15 суток, в установленном законом порядке им также запрещено въезжать в Казахстан в течение 5 лет, в некоторых случаях иностранцам грозит привлечение к уголовной ответственности.
И в самом отделении миграционной полиции тоже есть проблемы. Помещения, по словам Саяна Саманбекова, слишком малы для принятия большого потока иностранцев.
- Хотелось бы работать в больших операционных залах, наподобие тех, что в ЦОНах, - говорит подполковник полиции. - Семь человек штата справляются с основным объемом работы, однако она была бы вдвойне эффективнее, если бы коллектив увеличился в два раза. Оргтехника и транспорт, на которых мы работаем, тоже оставляет желать лучшего.