Борьба идет с переменным успехом. Целое ведомство, именуемое областным управлением по контролю в сфере трудовых отношений, бдит, чтобы работодатели своевременно расплачивались с людьми за их труд. Но должники не переводятся.
В основном в Приаралье этим грешат компании, подвизающиеся на строительстве транзитного автокоридора Западная Европа – Западный Китай. Дело в том, что на всем кызылординском участке строительства дороги, а это более 800 километров, работают четыре-пять подрядчиков, а вот сколько здесь субподрядчиков, точно сказать никто не может. Такие предприятия то появляются, то исчезают, затем снова возникают, но уже под другими названиями. Причем исчезают они, наделав долгов.
Взять, к примеру, ТОО "ДМСУ-22 АБ". Эта фирма зарегистрирована в Алматы, а долги наделала в Кызылорде. Рабочие товарищества выполнили установленный объем работ, однако причитающуюся зарплату не получили. Только за два месяца прошлого года компания задолжала 115 рабочим в общей сложности более одиннадцати миллионов тенге.
Требования людей о выдаче зарплаты руководство предприятия всячески игнорировало. Равнодушно оно отнеслось и к предписанию областного управления по контролю в сфере труда, куда с заявлением обратились рабочие. В итоге дело было передано в суд, который принял сторону рабочих.
И таких предприятий много. Как говорит заместитель руководителя областного управления по контролю в сфере трудовых отношений Абдыгазиз АЛЬЖАН, только в прошлом году сотрудниками управления проведена проверка свыше 560 предприятий и организаций всех форм собственности. Выявлено более 1 000 (!) нарушений трудового законодательства. На виновных наложены штрафы на общую сумму почти в десять миллионов тенге. А основными страдающими оказываются простые рабочие.
Показателен случай с работниками ТОО "Альянс-Доломит". На этом заводе люди не могут получить причитающиеся выплаты вот уже… три года. Работники обращались буквально во все инстанции, но результатов, увы, нет. Отчаявшиеся заводчане готовы пойти на крайние меры – продать оборудование цехов.
– Моя зарплата 70 тысяч в месяц, но из обещанного я даже 70 тиын не получил, – возмущен рабочий Марат ШЫНТЕМИРОВ.
Он говорит, что половину техники завода уже продали, но все якобы пошло на оплату долгов перед коммунальщиками. А люди опять остались без зарплат. Сейчас долг предприятия перед работниками составляет более 6 миллионов тенге.
– У ТОО "Альянс-Доломит" давнишние проблемы с выплатой зарплаты. Сейчас мы намерены через суд принудить руководство завода возобновить производство и выплатить людям деньги. А если работодатель не выплатит долг, наши специалисты обратятся с заявлением в прокуратуру, – говорят в управлении по контролю в сфере трудовых отношений.
В областной прокуратуре нам сообщили, что четыре гражданина уже привлечены к административной ответственности за нарушения условий трудового договора. Например, только после вмешательства надзорного органа руководство ТОО "Кызылорда Автотранс" выплатило 10 работникам задолженность по зарплате – 3 294 000 тенге.
По информации надзорного органа, 112 кызылординцев в этом году получили долги по зарплате только после того, как обратились в суд с жалобой на работодателей.
А, по данным трудовой инспекции, общая задолженность организаций – должников ТОО "УКС", "МИГ-21", "Казнефтегазстрой", филиала АО "Альянс-Доломит", "Импреза С.п.А.", крестьянских хозяйств "А. Токмаганбетов", "С. Сейфуллин жер" и "Калжан Ахун" перед 1 104 работниками составляет 45 983 599 тенге.
Кызылорда