Часть первая
Группа казахстанских бизнесменов, в составе коей находился и автор этих строк, посетила с деловой поездкой Китае - всего лишь на неделю.
Но и этого короткого времени было достаточно, чтобы сформировать представление о стране, упорно рвущейся к мировому экономическому лидерству.
Первое впечатление от вида китайских городов - удивительная чистота. Кажется, здесь серьезно восприняли правило Маленького Принца: "Проснулся - убери свою планету". Утопающие в цветах и тенистых деревьях улицы, которые заботливые жители с утра поливают водой, сияют чистотой. И все это на фоне огромного строительства. Высотные дома, которые по праву можно отнести и к небоскребам, растут один за другим. Мы наблюдали процесс возведения одного такого дома. Сотни китайцев, снуя по строительным лесам, таскали на носилках строительные блоки и другие материалы на самую верхотуру. Вся конструкция удивительно напоминала муравейник, с его сосредоточенной суетой. А когда мы спросили нашего гида Ли, почему бы не механизировать эти утомительные операции, он только пожал плечами в ответ: "А кто же тогда принесет заплату их семьям?"
Полет красного дракона
Дешевизна рабочей силы является важнейшим фактором китайской экономики. Но, если это выгодно, китайцы используют самые высокие технологии. В нашей группе был инженер-строитель, который побывал на предприятии, выпускающем строительные краны. Причем такие, которые кроме китайцев делаются только в Японии. "Монстры" на автомобильном ходу, способные поднимать своей стрелой двухсоттонные грузы. Собственно, китайцы в точности повторили японский опыт, создав аналогичные уникальные машины. С одним отличием: стоят они ровно в два раза дешевле. "Представляете, огромный кран управляется двумя джойстиками, словно в компьютерной игре! - рассказывал наш инженер. - Высочайшая электроника, жидкокристаллический дисплей для управления, сборка кранов автоматизирована... Такого производства я даже в Штатах не видел".
Другой наш коллега, менеджер текстильной компании, побывал на фабрике, где шьют женскую и детскую одежду. Более 80 процентов продукции идет на экспорт, в том числе в США и Западную Европу. Качество изделий - высочайшее, дизайн, цвет, фактура тканей и аксессуаров - вне конкуренции. Причем раз в полгода почти весь ассортимент меняется. Оборудование фабрики все китайское, что выражает общую установку китайских бизнесменов: делать упор на собственных силах.
А когда он рассказывал об условиях, в которые поставило китайских швейников государство, в его голосе звучала плохо скрытая зависть. Вот что швейная фабрика получает от государства: прямую финансовую помощь, включая получение льготных кредитов, ссуд, целевых грантов; льготное налогообложение (первый год - никаких налогов, второй - третий - нет налогов на предпринимательскую деятельность, льготы могут продлеваться до пяти лет); организацию и государственное финансирование бесплатной переквалификации предпринимателей; создание и обеспечение специальных государственных консалтингово - технических центров, укомплектованных квалифицированными инженерами - для помощи производственникам; дополнительную отмену налогов при внедрении на предприятии новой техники и инноваций; добавочные налоговые льготы предприятию при углублении его специализации и кооперации, повышающие уровень конкурентоспособности продукции и многое другое.
Предприятие освобождается от всех налогов при импорте сырья, например - пряжи или тканей, и всемерно поддерживается при экспорте за рубеж готовых товаров. Экспортеры также освобождаются от налогов.
Привлечение прямых иностранных инвестиций явилась существенным элементом развития и либерализации экономики КНР за последние два десятилетия.
Благодаря предпринимаемым мерам по улучшению инвестиционной среды в стране, в 2002-2004 году Китай оставался безоговорочным лидером по привлечению иностранных инвестиций, обгоняя своего давнего конкурента США. В прошлом иностранные инвестиции в экономику КНР превысили 68 млрд. долл. По прогнозам на ближайшие годы аналогичная ситуация сохранится.
Важнейшую роль в привлечении иностранных инвестиций в китайскую экономику играют свободные и специальные экономические зоны. Одна из них - новая зона развития Пудун (район Шанхая), возникшая по решению Госсовета КНР в сентябре 1990 года. Нам удалось побывать в этом городе, одним из крупнейших в мире, где проживает более 13 миллионов человек.
Утренний Шанхай, под лучами восходящего солнца, производит незабываемое впечатление. Самая современная архитектура небоскребов, офисов известнейших компаний и банков сочетается в нем с трепетным отношением китайцев к земле, каждый клочок которой ухожен. Целые улицы отданы пешеходам, и миллионы людей спешат по утрам на свои рабочие места. В обеденное время тысячи и тысячи кафе, ресторанчиков и закусочных открывают свои двери, вкусные запахи еды, удивительно разнообразной, разносятся далеко.
В СЭЗ Пудун возле Шанхая за десять лет было создано более 4 тысяч предприятий. А вместе с другими СЭЗ - около 15 тысяч предприятий с иностранными инвестициями. Реально привлечено иностранных инвестиций более $11 млрд. (в Пудун - свыше $1 млрд.).
Суммарный экспорт этих зон превышает $10 млрд., что составляет 7% общего экспорта КНР, в том числе Пудуна - $3 млрд. Их валовый объем промышленного производства превышает 250 млрд. юаней ($30 млрд.), в том числе Пудуна - свыше 100 млрд. юаней, то есть почти 3% от всего промышленного производства КНР.
Сейчас, как нам рассказали наши гостеприимные хозяева, в Китае действуют 5 специальных экономических зон (СЭЗ). Три из них - Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу - созданы в провинции Гуандун в августе 1980 г.
Чуть позже в октябре того же года в результате подобного решения появилась зона Сямэнь в провинции Фуцзянь, а затем и в провинции Хайнань. Вклад спецэкономзон всех типов во внешнеэкономические связи КНР значительно превышает их "вес" в населении или промышленном производстве.
После 1991 г. статус свободной экономической зоны получили административные центры внутриконтинентальных провинций и автономных районов, а также ряд приграничных населенных пунктов. В крупных и средних городах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 - освоения новых и высоких технологий. Все особые экономические районы ориентированы на внешние рынки.
Жить и работать в СЭЗ - это для китайцев привилегия. Здесь высокий уровень жизни, хорошие зарплаты. Здесь, наконец, платят пенсии, которые для огромного большинства населения этой страны все еще экзотика. Конечно, принадлежать к современной цивилизации - прерогатива не всех китайцев.
Как рассказывают опытные бизнесмены, в срединных провинциях Китая, особенно в деревне, миллионы людей живут в самых примитивных условиях, в бедности. Но созданные "точки роста", подобные Шанхаю и другим СЭЗ свидетельствуют, что Китай твердо встал на дорогу технического и технологического прогресса.
Красный Дракон - символ силы и богатства в этой древней стране, уверенно "набирает высоту"…
Продолжение следует
Фото с сайта http://foto.rambler.ru