Для многонационального общества Казахстана чрезвычайно высока ценность согласия и традиций совместного проживания - эксперт

Стало слишком много конфликтов в разных частях мира. С этим во многом связано отсутствие взаимопонимания, рост подозрительности и недоверия. В то время как для решения задач общего развития нужны, напротив, шаги по поиску консенсуса, поддержанию взаимного диалога.

На этом фоне, несомненно, миру нужны примеры позитивного опыта взаимодействия между различными народами, культурами, согласия и взаимопонимания. В этом смысле Казахстан представляет собой во многом уникальный пример проведения политики согласия между различными народами, культурами и представителями разных религий.

Здесь важно отметить, что Казахстан находится на стратегически важном месте, на стыке цивилизаций, в центре огромного континента Евразия, между Европой и Азией. Здесь проходит граница между христианским и мусульманским мирами. К востоку от центральной Евразии - Китай, к югу - Индия с их древними культурами.

И, наконец, сам Казахстан с его многонациональным составом населения, с самыми разными религиозными конфессиями. Таких примеров в мире не так много. Гораздо больше случаев, когда в самых разных обществах происходят внутренние конфликты и растет число противоречий. В этой ситуации опыт Казахстана имеет большое значение.

Безусловно, имела большое значение политика государства, которая была весьма эффективна все годы после обретения Казахстаном независимости. Государство весьма гибко реагировало на все возникавшие у общества вопросы. Достаточно вспомнить историю создания Ассамблеи народа Казахстана.

Но не меньшую роль сыграли общественные традиции. Опыт проживания в многонациональном обществе, совместно пережитые в течение XX века весьма значительные трудности заложили основу традиции межнационального и межконфессионального согласия.

Показательно, что в момент возвращения в общественную жизнь религии после распада СССР и завершения эпохи исключительного доминирования атеистической идеологии прежние традиции многонационального общества перешли и на область религиозных отношений.

Во времена советского атеизма религия занимала мало места в общественной жизни. Но после расширения роли религии, как ислама, так и христианства, к межнациональному согласию гармонично добавилось и межрелигиозное.

Для многонационального общества Казахстана чрезвычайно высока ценность согласия и традиций совместного проживания. А это предполагает уважение к традициям друг друга, как народным, так и религиозным. Собственно, в уважении к традициям и состоит особенность организации казахстанского многонационального общества.

В этом смысле очень показателен пример межрелигиозного согласия. В Казахстане оно опирается именно на традиционное понимание религиозности, которое часто тесно связано с историей, народными традициями. Для ислама это ханафитский мазхаб, для христианства это православие. Конечно, это не отменяет свободы вероисповедания, в Казахстане существует много других религиозных объединений. Но традиционность в самом очевидном понимании этого слова имеет большое значение в качестве основы стабильности и здорового консерватизма.

Нуриддин Султанмуратов