Для кого – праздник, а для кого – работа!

А когда все наелись, нужно ведь и поговорить! Пошутить. Или хотя бы над чужими шутками посмеяться. Ну а чтобы вам было над чем посмеяться, специальные артисты работают.

Как готовятся к празднику те, чьей профессией является создавать его – ежедневно, а порой и круглосуточно, – наблюдала корреспондент “Каравана”.

Только я хотела задать свой первый вопрос, как Роман Альманский сообщил Мурату Оспанову, что от переодеваний в Деда Мороза и Снегурочку не отвертеться. Так что надо собираться, костюмы укладывать – скоро выступление. Мурату осталось только уточнить:

– Мой костюм с кокошником? А коса – русая?

Ребята очень востребованы, и во время нашей беседы стало ясно: обычные предновогодние хлопоты у них происходят в перерывах между работой – выступлениями и непрестанными телефонными звонками заказчиков.

– Быть хотимыми – это целая наука. Это искусство! Мы верим, что мы особенные, и все хотят проверить эту особенность, – говорит Роман Альманский. – Но мы успеваем все!

Мурат Оспанов – примерный семьянин. И, по его словам, честно внес лепту в украшение елки. Вернувшись домой, он обнаружил праздничное дерево, украшенное супругой и детьми. Торжественно водрузил на нижнюю ветку елки один шарик – значит в процессе поучаствовал!

Еще проще решает проблему подготовки квартиры к празднику Роман Альманский. У него есть маленькая, уже наряженная елочка, которая стоит круглый год:

– Удобно: в любой день года можно устроить новогоднюю корпоративку. Я зову Мурика, мы покупаем мандарины, апельсины – все, Новый год готов!

А что будет у них на столе в новогоднюю ночь? Что-то особенное?

Нет, дружно отвечают они, все традиционно. Мурат Оспанов уверяет, что их тазики с оливье ничем не отличаются от всех остальных. Роман тут же замечает, что в случае с Муратом все дело – в размере таза.

При этом ребята – профессиональные крошители. Докторской колбасы, например. Могут и коньяка по рюмкам накрошить. И так же легко могут покрошить кого-нибудь в капусту или понаблюдать за работой других.

Мурат: Во мне крепки хозяйственные порывы, и я им с удовольствием отдаюсь. Могу убирать в квартире и на кухне не последний человек. Мужская работа в преддверии Нового года сводится не столько к мытью посуды и уборке. Приходится носиться по городу как савраска, закупать продукты. Так что, можно сказать, занимаюсь предновогодней логистикой. А вот Рома смотрел последний раз в кулинарную книгу, когда хотел сделать подарок своей возлюбленной. Мне, то есть. С грехом пополам приготовил тесто, то есть грешил при этом. Прочел там: тесто нужно вываливать. Вывалил. И только потом понял, что вываливать надо не на пол, а в муке!

Роман: В муках у меня не получилось, потому пошел и купил торт. Все мои кулинарные познания заканчиваются адресом кулинарки. Так что я не изготовитель, а разогреватель.

Покупка подарков близким, по мнению Романа Альманского, – отдельная тема:

– Захожу к себе в комнату, беру денежку, кладу в конверт. Такой подарок называется трансформер. Превращается во что угодно – в пределах указанной суммы. Потому что, как говорит добрый, но нестарый Мурат Оспанов, только на дни рождения и Новый год узнаешь, сколько на свете ненужных вещей!

Мурат же всегда заранее оговаривает подарки с супругой. Происходит примерно такой диалог: тебе подарить “Лексус” на Новый год? А она отвечает: да все что угодно, лишь бы коробка-автомат.

Однако дети артистов верят в Деда Мороза и пишут ему письма. Удобно, говорит Роман Альманский – можно узнать, что они хотят получить в подарок. Чтобы, отмечает он, не получилось, как в анекдоте. И тут же его рассказывает:

– Девочка пишет письмо Деду Морозу: “Уважаемый Дедушка Мороз, подари мне противозачаточные таблетки”. Это видит бабушка и удивленно интересуется: зачем? “Ну как же, – говорит девочка, – у меня уже есть четыре куклы, зачем мне пятая?”.

– Да, – подтверждает Мурат, – в жизни каждого мужчины, как говорит молодой, но уже знаменитый Роман Альманский, есть три стадии: он верит в Деда Мороза, он не верит в Деда Мороза, он сам – Дед Мороз. Сейчас мы находимся в расцвете третьей стадии.

Оба профессионала на нелегкой дедоморозно-снегуринской стезе стараются поддерживать веру своих детей в зимнюю волшебную сказку. Так, старший сын Мурата Оспанова, которому сейчас шесть с половиной лет, серьезно верит в Деда Мороза.

– У нас Дед Мороз оставляет подарки и уходит незамеченным. А потом приходит еще один! У нас есть такая традиция: семья наших друзей собирает всех детей у себя дома и вызывает Деда Мороза со Снегурочкой, они приходят с подарками, заботливо предоставленными заранее. Но это не главные подарки, не те, которые под елочкой 1 января. В следующем году младший тоже к этой компании присоединится. А сейчас старший по-честному пишет письмо, празднично его украшает, старается, делает аппликации. Очень серьезно подходит к этому делу!

У детей Романа очень большая разница в возрасте: старшей уже девятнадцать, второй – восемь, младшему – два. По словам артиста, младший живет в Астане, поэтому сложно оценивать его отношения со сказочным дедом, ну а старшая давно поняла, что самый лучший Дед Мороз – ее отец. Средняя уже достаточно взрослая, но все еще очень хочет верить в чудо.

– Мне это очень нравится,  поэтому стараюсь удовлетворить ее желания. Для нее Дед Мороз – очень справедливый дедушка. Он оценивает ее отношение к жизни, и если она все делает правильно, то Дедушка Мороз готов исполнить любые ее просьбы. А со старшей дочерью мы обязательно едем куда-то отмечать Новый год вместе, уже после праздника.

Роман говорит, что раньше было сложнее, а сейчас дети отправляют смс, и он успевает приготовить нужные подарки.

Ребята рассказывают (с интонацией автора в фильме “Ирония судьбы, или С легким паром!”) об уникальной традиции.

Мурат: Ежегодно мы встречаем Новый год, а 31 декабря мы идем на работу! Как на праздник. А на работе мы провожаем Павлика. Находим и провожаем. В Ашхабад.

Роман: Мы же дарим настроение. Вам сегодня крупно повезло: с вами я!

Мурат: Крупно повезло – это когда я. А с тобой – лысо повезло…

А когда у них самих наступает праздник, что они делают?

Говорят, выезжают в санаторий, устраивают ленивые посиделки с домашними, смотрят телевизор. Наступает этот праздник в ночь с 3-го на 5-е января. По особому календарю.

Мурат: Есть юлианский календарь, григорианский, романский. А у нас – романомуратский или муратороманский, по нему Новый год наступает 3 января по юлианскому.

У Романа много дел на этот период: он празднует наступление следующего года со своей взрослой дочерью и непременно навещает родителей, иногда совмещая оба этих мероприятия:

– Меня встречают с распростертыми объятиями, курочкой, котлетами и пюре. Это то, что я действительно люблю! А еще мама любит жарить рыбу, а я люблю ее есть. Приезжают брат и сестра, и уже наступает новый-год-семейный-праздник за большим столом.

Когда праздник становится работой, а иногда и рутиной, сложно продолжать радоваться ему. И еще тяжелее дарить его другим. По словам Мурата, был период, когда работы было так много, что 31 декабря стало обычным днем, с привычным сценарием. Тогда-то и возник налет цинизма, с которым, впрочем, ребята справились.

Мурат: Было ощущение, что Новый год – это просто символ. Люди его сами придумали и возвели в ранг волшебства. А ведь, по сути, это такая же дата, как, к примеру, 18 ноября или 24 июня. А потом мы с Ромкой сели, выпили и решили на трезвую голову: праздник все равно должен быть! Даже у тех, кто его делает. Потому что мы тоже люди, со всеми нашими людскими тараканами в голове, пороками, недостатками и достоинствами, и мы также нуждаемся, пусть в придуманном самими, но празднике. И мы подумали, что нужно относиться к этому проще. Иногда "проще" означает не с цинизмом, а с романтикой. Потому что, если зрить в корень, артисты – это самые романтичные на свете люди, которым цинизм чужд. Хотя со мной, в отличие от Ромы, случаются такие периоды присутствия цинизма.

Рома: Я бываю не циником, но с ценником.

Автор: Alexei Dorokhov