Российские ученые и политики по итогам Астанинской антиядерной конференции провели свою научно-практическую конференцию в Москве. Участники обсудили ситуацию на мировой арене и роль Казахстана в построении мира.
Депутат Государственной думы РФ Максим ШИНГАРКИН заметил, что если в Центральной Азии сегодня создана зона, свободная от ядерного оружия, позволяющая России спокойно смотреть на свои южные границы, то ситуация в Европе вызывает тревогу. Он выразил надежду, что Нурсултан НАЗАРБАЕВ, многое сделавший для создания безъядерной зоны в Центральной Азии, как раз тот самый человек, который сможет своим авторитетом добиться от европейских государств не просто диалога, а конструктивного хода диалога о создании безъядерной зоны в Европе.
Солидарен с ним и генерал армии Владимир ЛОБОВ, в момент распада Советского Союза работавший начальником Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. По его мнению, не военные, а политики продвигают идею наращивания ядерного потенциала.
– Этому безумию должен быть поставлен предел. Но остановить его могут только политики. И первым таким политиком стал Нурсултан Назарбаев, своим решением закрывший Семипалатинский ядерный полигон. Он первый в мире, который проявил такую волю и отказался от ядерного оружия. Президент Казахстана показал, к чему нужно всем стремиться, призвав все государства образумиться, прекратить создавать новые виды ОМУ и не вооружать свои народы. Кто-то должен был начать, а это самое сложное, – уверен Владимир Лобов.
Для Казахстана же, как отметил чрезвычайный и полномочный посол РК в России Марат ТАЖИН, закрытие Семипалатинского полигона – это восстановление исторической справедливости.
– Это одна из самых важных областей в национальной культуре. Восточный Казахстан – и в глобальной истории – место рождения алтайской цивилизации, по некоторым признакам гораздо более древней цивилизации, нежели все, что найдено в междуречье Тигра и Евфрата или в Восточной Азии. И значение решения Президента Казахстана о закрытии ядерного полигона, помимо всех прочих, несло за собой эту очень важную миссию – восстановление подлинного исторического сознания и памяти, – напомнил он.
Кроме того, как подчеркнул Марат Тажин, именно то волевое решение, принятое 29 августа 1991 года, стало своеобразной точкой отсчета успешной экономической истории нового Казахстана. К тому времени владение ядерным оружием уже совсем не гарантировало безопасности страны, кроме того, именно после закрытия полигона в страну пришли крупные инвесторы, а во всю Центральную Азию – стабильность.
– В результате Казахстан обрел репутацию серьезного и респектабельного игрока на международном уровне, сделал колоссальный рывок в экономическом развитии, снял целый ряд угроз региональной и отчасти глобальной безопасности, – заключил Марат Тажин.
Астана