Для какой страны закон писали?

Проект вызвал резкую критику депутатов.

Понятно, что в новых условиях рынка, каковые диктует Таможенный союз, нужны корректировки в вопросах регулирования торговли.

Своих продавцов и свои товары нужно поддерживать. Но те поправки, что представил от имени разработчика вице-министр индустрии и торговли Тимур ЖАКСЫЛЫКОВ, вызвали у парламентариев по меньшей мере удивление.

Депутаты, “примерив” отдельные статьи предлагаемого законопроекта на отдельно взятых торгующих на базаре сограждан, задали вице-министру неприятный вопрос: “Вы для какой страны закон писали?”.

Речь, например, зашла об отмене разовых талонов на рынках. Взамен предлагаются реестры торговых мест, декларации в конце года.

– А если бабушка ведро картошки пришла продать? Ей тоже в реестре определяться, декларацию оформлять?

– Да, – невозмутимо отвечал вице-министр, – пусть идет, оформляет…

И всё ссылался на мировой опыт.

А депутаты опять за свое, вернее, за наше, – о том, с чем сталкивается ежедневно каждый покупатель. А еще о льготах казахстанским оптовикам и производителям, о поддержке отечественных компаний за рубежом, о самодеятельности некоторых местных акимов.

Попеняли депутаты разработчику на то, что аналогичный российский законопроект лучше представленного казахстанского, и пришли к совсем крамольной мысли: может, вообще не стоит торопиться с обсуждением столь “сырого” документа?

Аргумент презентующего законопроект вице-министра был неоригинален: время торопит, государство должно быть готово к острой конкуренции на внешних и внутренних рынках.

Согласились депутаты с крайней нуждой отечества в торговом законе и решили доводить проект в рабочих группах, “обкатывая” на заседаниях и “круглых столах”, в комитете, чтобы “привить” его к древу казахстанского рынка.

КОМПЕТЕНТНО

Мы обратились с просьбой прокомментировать “торговый” законопроект к депутату Мажилиса Парламента РК Мурату АБЕНОВУ:

– Закон, безусловно, сырой. Я, например, не увидел в нем никакой защиты для нашего мелкого товаропроизводителя. Интересы мелких казахстанских торговцев, “самозанятых” тоже никак не учтены. А их у нас около миллиона.

А вот реальный интерес крупных торговых сетей, супермаркетов прослеживается. А какая продукция им будет выгодна в условиях Таможенного союза? Та, которую поставят в должных объемах крупные компании – российские, белорусские.

Не прописывает законопроект и четких правил игры на рынке. Сейчас, чтобы сдержать рост цен, правительство подписывает меморандумы с производителями. Но это, в принципе, незаконно. Почему не оговорить в новом законопроекте меры такого регулирования? Вот японцы не стесняются оказывать государственное вмешательство в цены, пресекая спекулятивное их взвинчивание, – у них это разрешено по закону.

Наталия Буравцева, Астана