Но до сих пор на многие вопросы у предпринимателей так и нет ответов. Люди боятся баснословных штрафов, сбоев в системе, которая обернется убытками для них. Но что на самом деле стоит за «маркировкой товаров»?
На все вопросы редакции «Каравана» дал ответы управляющий директор центра развития цифровой экономики АО «Казахтелеком» Нуржан Байкеев.
- Спасибо, что согласились разъяснить ситуацию по этой острой теме, которая будоражит социальные сети и предпринимательское сообщество последние две недели. Как вы думаете, почему введение маркировки оказалось таким болезненным для бизнеса?
- Возможно, это связано с тем, что до розницы информация о маркировке доходила долго, хотя проект на самом деле стартовал еще 1 октября 2020 года. Все производители табачных изделий уже маркируют свою продукцию. Но до 1 октября 2021 года в магазинах еще могут продаваться немаркированные сигареты. Это было сделано, чтобы дать бизнесу возможность подготовиться и распродать остатки товара, который не прошел маркировку у производителей. Наверное, возмущение розницы связано с тем, что этот период заканчивается. Как выкурить малый бизнес
- Как вы думаете, чисто по-человечески, своевременно ли было вводить маркировку, усложнять работу бизнесу, который и так находится сейчас в тяжелом положении из-за карантинов и кризиса?
- Цифровая маркировка – это межнациональный проект, который был инициирован странами ЕАЭС еще в 2017 году. Казахстан просто выполняет свои международные обязательства. Если, конечно, верить, что маркировка - это миллионы тенге затрат для мелкого розничного магазина, что розничному магазину нужен отдельный бухгалтер для работы с маркированными сигаретами, тогда это действительно звучит ужасно. Если же разобраться, мелкому предпринимателю для работы с маркированным товаром нужен только 2D-сканер и перепрошивка кассы, это от 30 тысяч тенге затрат. Кроме того, в комитете госдоходов еще на прошлой неделе пояснили, что работа в системе маркировки для мелкой розницы с актами приема-передачи будет упрощена. Мы также всегда призываем представителей розницы совместно искать пути упрощения механизма работы с маркированным товаром.
- Вы говорите, что готовы обсуждать любую информацию, давать разъяснения. Почему же предприниматели жалуются, что в специальном чате «Розница. Фокус-группа» их игнорировали и они вынуждены были покинуть чат в знак протеста?
- Во-первых, работает круглосуточная горячая линия по цифровой маркировке. Ее телефон – 8 800 080 65 65. Ее операторы в режиме 24/7 дают разъяснения. Чат, о котором вы говорите, один из многих подобных чатов. У нас есть площадки о маркировке в социальных сетях, есть телеграм-канал, есть целый ряд фокус-групп по отработке тех или иных процессов маркировки. Фокус-группа из представителей мелкой розницы продолжает работать. И всех, кто настроен на диалог и готов на примере собственных магазинов показывать сложности работы с маркированным товаром, мы внимательно слушаем и совместно ищем решения. От тех, кто вышел из фокус-группы, мы слышали лишь упреки и обвинения, конструктивного диалога не было.
- Одна из самых болезненных тем, вопросы на которую задавали участники фокус-группы, но не получили ответа, касается штрафов за отсутствие маркировки. Люди говорят, что готовят проект, по которому штрафы будут доходить до 40 МРП.
- Этот вопрос лучше прокомментирует госорган. Но я могу уверить, что на сегодняшний день никаких штрафов нет, нет вообще подобной статьи в КоАПе.
- А в будущем? Не появятся ли такая статья и штраф? Вы, наверное, обещать это не можете?
- Такие нормы утверждаются не быстро, это все не за один день делается. Маркировка не нацелена, чтобы усложнить жизнь розницы. Но обещать, что штрафов вообще никогда не будет, это, конечно, не в нашей компетенции.
- Говорят, что маркировка может увеличить объем контрафакта. Это дешевле, не надо заморачиваться с этой новой системой. Продал из-под полы - и все.
- Это неправда. Ввоз немаркированных сигарет на территорию Казахстана запрещен, все меры усилены.
- Сегодня мы с вами обсуждаем маркировку подакцизных товаров, но говорят, что ваше ТОО также будет заниматься маркировкой молока и других продуктов.
- Во-первых, мы ничего не маркируем, это делают сами производители. Мы в нашем центре развития цифровой экономики отвечаем за вычислительную инфраструктуру, обеспечиваем генерацию и эмиссию кодов маркировки, которые наносятся на каждую единицу товара. Таким образом, отслеживается весь путь маркированной продукции от производителя до конечного потребителя. Хранение, обработка данных, работоспособность системы маркировки – это наша компетенция. Обслуживание пользователей, консультации контакт-центра также в нашей компетенции. Координирующий госорган проекта маркировки - министерство торговли и интеграции, маркировка подакцизных товаров – также в компетенции комитета госдоходов. С ноября стартует маркировка обуви, этот проект координирует министерство индустрии и торговли. Что касается молочки, сейчас проходит только пилотный проект, он охватывает пока производителей, позже будут изучаться процессы розницы.
- По словам бизнесменов, маркировка поспособствует удорожанию товаров. У нас и так инфляция в стране галопирует. Действительно ли маркировка каждой пачки сигарет будет стоить 3 тенге?
- Товар маркирует производитель. Тариф на код маркировки для сигарет составляет 2,68 тенге. Для каждого вида продукции в будущем будет своя стоимость маркировки. Но это тариф для производителей. Розничные магазины получают маркированный товар, они не платят ни за какую маркировку.
- Недовольные предприниматели говорят об огромных суммах, которые вы будете собирать за маркировку. Куда пойдут эти деньги, неужели в бюджет страны?
- Про какие огромные суммы идет речь? Мы, как оператор, предлагаем свои услуги, и тариф формируется по затратной части. Он утверждается правительством.
- У вас большая компания. Сколько сотрудников будут заниматься маркировкой?
- Если у вас намеки, что мы сами установили эту сумму и будем зарабатывать большие деньги, то это не совсем так. Платит за маркировку бизнес, он не намерен платить лишнюю копейку, мы сделали расчеты по затратам, показали государству, бизнесу. Были общественные обсуждения, если бы тариф был необоснован, он бы не прошел утверждение. Насчет сотрудников... У нас большая команда, это техническое обслуживание.
- Скажите, маркировка как услуга подпадает под критерии монопольной деятельности?
- Маркировка - это инициатива государства, это не бизнес, который вышел со своим предложением: а давайте мы будем зарабатывать. Поэтому это не монополия. Единый оператор маркировки – «Казахтелеком» - выбран в стране на открытом конкурсе. Среди участников конкурса были другие компании, достаточно крупные и известные. Там нет тайн и секретов.
- Предприниматели хотят знать, куда будут уходить деньги, какие доходы с маркировки, какие расходы, зарплаты топ-менеджерам, раздутый ли штат сотрудников… Ведь многие люди думают, что создана очередная организация по зарабатыванию денег.
- Хорошо. Давайте поговорим про деньги. Опыт зарубежных стран показывает, что цифровая маркировка товаров является триггером для «обеления» товарных рынков и позволяет сократить теневой оборот товаров на 70-80 процентов. Достижение таких показателей в Казахстане при введении обязательной маркировки 15 видов товаров позволит создать дополнительный рынок сбыта в сумме 900 миллиардов тенге для добросовестных производителей и импортеров. Выручка добросовестного бизнеса увеличится на 11,3 процента, при этом разовые затраты производителей на оборудование для маркировки товаров составляют от 0,5 до 0,9 процента от суммы годовой выручки. Таким образом, увеличение доходов добросовестных казахстанских производителей в результате введения обязательной маркировки товаров составит более 10 процентов в год. Соответственно доходы государственного бюджета в виде налоговых поступлений увеличатся более чем на 100 миллиардов тенге в год. Я думаю, это важные цифры.
- Возможен ли вариант, чтобы освободить розницу, простых торговцев от этих технических проблем при маркировке?
- У нас есть инициативы, как упростить процесс в рознице, мы разбираем их в фокус-группах, но это дело не одного дня. Будет упрощение актов, не нужно будет сидеть в системе и перепроверять. Будут еще упрощения, но для этого нужен диалог. Мы говорим: дайте нам время, мы это проработаем. Решения не могут быть приняты так быстро.
- Из вашего же ответа я поняла, что вопросов еще много и, как выражаются предприниматели, «маркировка абсолютно сырая, она не готова к работе». Не рано ли вводить ее уже в октябре?
- Маркировка уже введена. До октября должны быть проданы все остатки немаркированной продукции. Все, что нужно будет продавцу в магазине, - это отсканировать код маркировки при продаже, никаких усилий дополнительно не надо делать.
- А зачем вообще устраивать тотальную слежку за товарами? Ладно, алкоголь и сигареты еще как-то можно оправдать, но молоко, обувь? Не исключено, что государство будет в будущем отслеживать все товары?
- Речь идет о том, чтобы освободить рынки от контрафакта. У нас на том же рынке обуви теневой оборот составляет 48 процентов. Государство не может и далее поощрять такие объемы нелегального товара на рынке. Кроме того, почти каждый второй обувной магазин говорит потребителю, что возит обувь из Италии, а, по официальным данным, у нас объемы импорта из Италии - всего 0,3 процента. Мы запустили мобильное приложение, и теперь каждый покупатель по коду маркировки сможет перепроверить, действительно ли товар произведен в Италии, из чего он сделан, легальный ли он вообще. Это делается для потребителя. Фактически код маркировки – это цифровой паспорт товара. На рынке молочной продукции 13 процентов – в тени. Фактически каждый восьмой продукт несет потенциально опасность для здоровья покупателя. А это социально значимый продукт. В любом случае решение о внедрении маркировки по каждой товарной группе принимается правительством. И по каждой группе сначала проходят пилотные проекты, общественные слушания, все не так быстро происходит.