Отмечая необходимость возвращения инспекторов ООН в Ирак, французский дипломат подчеркнул на пресс-конференции, что ООН должна быть "единственной трибуной, где должен обсуждаться этот вопрос". Пользуясь случаем, Р. Мюзелье напомнил: "В этом отношении наши позиции с Россией абсолютно совпадают. Позиция Китая несколько отлична, но в последнее время намечаются сдвиги в нашу сторону". Выражая мнение руководства страны, Мюзелье резюмировал: "Мы не хотим, чтобы принималось какое-либо одностороннее решение. Ситуация в Ираке очень сложная, требующая обсуждения как на двустороннем, так и многостороннем уровне".
Французские и российские официальные лица с момента выхода в свет первого варианта резолюции по Ираку, настаивали на том, чтобы администрация Буша внесла в ее текст "принципиальные изменения", касающиеся нескольких выдвигаемых Ираку условий, и, прежде всего, пункта, по которому США немедленно начнут военную операцию против Ирака в случае, если Саддам Хусейн будет препятствовать работе военных инспекторов.
Противоречия по поводу текста резолюции были настолько "принципиальными", что пару недель назад глава французского МИДа Доминик де Вильпен выступил с инициативой, согласно которой в случае провала американского варианта документа, Франция выдвинет на голосование в Совет Безопасности ООН свою версию резолюции. Франция, как известно, изначально придерживалась "двухступенчатого варианта" принятия резолюций, согласно которому санкционирование применения военной силы в Ираке было бы возможно только в случае жесткого нарушения Багдадом условий первой резолюции по инспекторам.
Через два дня после этого выступления, французский министр заявил, что Франция не поддерживает американскую концепцию "резолюции по выбору" в отношении Ирака, которая "предоставит Вашингтону полную свободу действий для нападения на Ирак". "Не может быть одновременно коллективных и односторонних действий, следует сделать выбор, - пояснил министр. - Поскольку мы действуем в рамках Совета Безопасности ООН, необходимо, чтобы полностью осуществлялась коллективная ответственность. Необходимо сделать все, чтобы применение силы рассматривалось как крайнее средство Мы добиваемся такой резолюции, которая была бы ясной, твердой и энергичной, и звучала бы как жесткое предупреждение Ираку. Международное сообщество, в том числе арабский мир, поддерживает нас в этой позиции".
Ирак же, на первый вариант резолюции, предложенной США и Великобританией, учитывая существующие противоречия в СБ ООН, отреагировал предсказуемо категорично, охарактеризовав его как часть плана "злобной американской администрации легализовать в глазах мирового сообщества нападение на Ирак", более того, определил его как "объявление войны".
В течение всего периода, предшествовавшего принятию новой резолюции (до 8 ноября), представители Франции активно обсуждали этот вопрос с другими постоянными членами Совета Безопасности. По мере приближения даты обсуждения третьего варианта, оппонирующие стороны пытались усилить свои позиции путем привлечения дополнительных союзников. В этой связи, надо полагать, совершенно неслучайно Р. Мюзелье на встрече с президентом Казахстана затронул проблему Ирака и, в частности, прояснил позицию Франции по принятию резолюции. Эта тема, скорее всего, в значительной степени определяла также и цель его поездки в Бишкек.
Днем позже, в Москве, на встрече глав внешнеполитических ведомств шести стран - участниц Договора о коллективной безопасности, ее участники высказались за "коллективный поиск решений проблемы с использованием политико-дипломатических механизмов ООН" и "выразили озабоченность нарастанием напряженности в районе Персидского залива". Задача встречи была обозначена российским МИДом и заключалась в выработке "скоординированного подхода с целью удержания процесса урегулирования вокруг Ирака в политико-дипломатическом поле". Как наиболее заинтересованная сторона, Россия, в лице министра Игоря Иванова, выразила "общее мнение участников ДКБ": "По нашему глубокому убеждению, решение иракской проблемы нужно искать в рамках политико-дипломатических механизмов, строго опираясь на соответствующие резолюции СБ ООН…Нам небезразлично развитие ситуации в непосредственной близости от наших границ".
Заседание министров проходило за день до объявленной даты по внесению на обсуждение в Совет Безопасности ООН третьего варианта резолюции по Ираку. Одной из главных причин, обусловивших повестку собрания, стала озабоченность России по поводу возможных проамериканских инициатив в лагере ДКБ. Совсем недавно,1 ноября, в СМИ прошла информация о том, что Таджикистан может поддержать американскую военную операцию против Ирака. Об этом прямо заявил на встрече с иностранными дипломатами в Душанбе президент страны Эмомали Рахмонов, по словам которого, данная поддержка может выразится в разрешении использовать свою территорию для атаки на Ирак, а также, что весьма немаловажно, в готовности "поддержать Америку и необходимыми политическими заявлениями".
Тревогу у представителей Российской Федерации вызывает также позиция Кыргызстана, в последнее время все более и более втягиваемого во внешнеполитические маневры, проводимые Соединенными Штатами в регионе. Не может оставаться без внимания и усиливающееся военное сотрудничество Армении с США и НАТО, которые уже оказывают заметное влияние на на политику этой страны. В этой связи, опасения России, что эти республики могут так или иначе поддержать американские антииракские выступления, становятся вполне обоснованными.
По мнению "Независимой газеты": "Совершенно очевидно, что в рамках прошедших переговоров Москва добивалась от своих партнеров по ДКБ четкого заявления об их неучастии в военной операции против Ирака и четкой политической аргументации по этому поводу".
Положение дел России по данному вопросу оказалось более сложным, чем предполагали ее представители. Надежды на принятие по итогам встречи глав внешнеполитических ведомств стран-членов ДКБ совместного "Заявления о ситуации вокруг Ирака", не оправдались. Фактически, ни Армения, ни Кыргызстан с Таджикистаном, не дали каких-либо гарантий. Единственно, чего добилась Москва- это расплывчатой формулировки по сотрудничеству в данной сфере: "стороны условились и дальше тесно координировать усилия и поддерживать постоянные контакты для обмена информацией по иракской проблеме". Вместо заверений в верности и готовности к всемерной поддержке, Россия получила "информацию" от глав МИД стран ДКБ о том, что в адрес этих государств пока "не поступало ни с чьей стороны обращений относительно возможного использования инфраструктуры этих стран для каких-либо операций в пределах Персидского залива".
Российская сторона не в первый раз пыталась использовать (впрочем, также безрезультатно) встречу с участием стран СНГ для продвижения своих ближневосточных интересов. Так, на октябрьском саммите СНГ должна была пройти дискуссия по иракскому вопросу. Неслучайно, что Багдад тогда проинформировал СМИ, что "Иракская сторона рассчитывает, что предстоящая в Кишиневе встреча глав государств и правительств стран СНГ заявит о негативном отношении к возможной силовой акции США против Ирака", и эта информация прозвучала из уст посла Ирака в России. "Мы ожидаем, что в Кишиневе будет выражено негативное отношение в том, что касается агрессивных планов Соединенных Штатов против Ирака", - заявил посол Аббас Халаф, при этом выразив "уверенность", что в случае проведения Соединенными Штатами военной операции против Ирака "ни одна из стран СНГ не примет в ней участие". Всего за день до этого, официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко сообщил, что на "предстоящих в Кишиневе заседаниях высших уставных органов СНГ предстоит обмен мнениями по центральным международным проблемам, включая ситуацию округ Ирака". Как известно, никакого серьезного, а тем более продуктивного обсуждения иракского вопроса на саммите не получилось.
Ввиду объективных и субъективных причин, странам Содружества приходится лавировать между Россией и США, интересы которых постоянно пересекаются. Это обстоятельство, разумеется, ограничивает возможности этих государств в принятии конкретной позиции по ряду вопросов, включая иракскую проблему, что, однако, не означает, что подобные проблемы перестают быть актуальными для данных государств. По мнению президента Казахстана, выступавшего на съезде партии "Отан" в прошлую субботу: "Несмотря на предпринимаемые международным сообществом меры, окружающий нас мир стал небезопасным…сейчас наблюдается рост политического экстремизма и терроризма в непосредственной близи от наших границ, повышается уровень напряженности в странах Южной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, обостряется ситуация вокруг Ирака. Это все не может не затрагивать нас".