Дина АМАНЖОЛОВА: О “совке”, территориальных спорах и дельцах от истории

– Сегодня некоторые политики, пользуясь своими “широкими историческими познаниями”, предлагают присоединить некоторые казахстанские территории к России. Могут ли к нам вернуться старые территориальные споры?

– Нельзя ориентироваться на скандальные заявления тех, кто хочет, чтобы о них больше говорили, или стремится спровоцировать обостренные и вредные для всех слова и поступки. Нужно сохранять выдержку и не поддаваться на провокации. Что касается территориальных споров, они найдутся в истории большинства стран. Есть немало прецедентов, когда менялись границы, появлялись разделенные народы. В период образования СССР и этнонацио­нальных субъектов федерации были, конечно, допущены ошибки, имевшие долговременные последствия. Достаточно вспомнить Горскую АССР, Бурятию или размежевание в Средней Азии. Но если мы при каждом удобном и неудобном случае будем предъявлять друг к другу претензии по поводу давно минувшего, ничего хорошего не выйдет. Есть международная и национальная законодательная база, только она может быть основой для нормальных отношений, в частности, между Россией и Казахстаном, в том числе по вопросу о границах. Подозреваю, что “особо озабоченные” читатели вознегодуют, приводя в пример Крым. Могу лишь попросить их хорошенько изучить историю проблемы и подумать, хотели бы они, чтобы и крымчан нынешняя киевская власть обвинила в терроризме и обрушила на них огонь и смерть, как это она делает против граждан своей страны?

– Интеграционные процессы Казахстана с Россией и Белоруссией дали повод говорить о воссоздании СССР. Но “нацио­нальные окраины” сегодня – это самостоятельные государства. О каком возрождении речь?

– Конечно, ассоциации и аналогии с СССР напрашиваются хотя бы потому, что другого опыта интеграции в Евразии еще не было. Новый опыт лишь начинает реализовываться. Здравомыслящие люди понимают, что возродить СССР невозможно и не нужно. В то же время совершенно очевидно, что интеграция крайне необходима в условиях жесточайшей, нередко циничной конкуренции, когда против экономик, а значит, и безопасности бывших советских республик действуют крупные, изощренные в борьбе за ресурсы международные объединения типа ЕС, ведущие национальные экономики и глобальные корпорации. Конечно, для эффективной интеграции нужно, прежде всего, думать, как совместно ее реализовать, а не о том, как отвоевать друг у друга преференции в ущерб другой стороне. Нужны трезвая аналитика, умный расчет, взаимное уважение и разум­ный компромисс, чтобы не проиграть, а выиграть в модернизации наших стран.

– В 2015 году будет отмечаться 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Почему у части населения стран СНГ изменилось отношение к этой теме?

– Для меня эта дата священна. Мой отец воевал с японцами, мать пережила голодное военное детство. Их воспоминания и жизнь – часть моей жизни. Только со стороны отца шесть моих родственников воевали за Родину. Почему у части людей изменилось отношение к этому славному и трагическому общему прошлому? Для начала посмотрите, сколько места отведено войне в школьных учебниках истории стран СНГ и что там написано. Много не связанных моралью дельцов от истории и журналистов на “черных дырах” и “белых пятнах” зарабатывают быстрые деньги. История стала коммерциализироваться: чего стоят всевозможные игры и суды над прошлым. Уходят, увы, наши замечательные молчаливые и терпеливые старики… Они не могут ответить тем, кто говорит, что Гитлеру, оказывается, тоже были свойственны какие-то чувства. Но какое это имеет отношение к его оценке в истории?! Дьявол кроется в мелочах. Разве он перестает оставаться преступником, под руководством которого расисты делили людей на арийцев и остальных – подлежащих уничтожению или в лучшем случае рабству? Фашизм – это ядовитая, разрушающая души и сердца плесень, которую надо вычищать до основания самыми сильными средствами и постоянно, системно проводить профилактику.

– Почему сегодня стали востребованы лозунги фашизма?

– К сожалению, у каждого народа есть свои антигерои, предатели. Пропаганда нацизма и фашизма отвергается народом, иначе и не может быть, она запрещена в России, более того, недавно приняты новые решения, усиливающие ответственность за пропаганду нацизма и оправдание фашизма. Я 34 года преподаю историю в вузах и могу вполне ответственно утверждать, что российские студенты в абсолютном большинстве отвергают фашизм и национализм. Вспомним слова Абая: “Кто отравил Сократа, сжег Жанну д’Арк, распял Христа, закопал Мухаммеда в верблюжьих останках? Толпа. Значит, у толпы нет ума. Сумей направить ее на путь истины”.

– Сегодня часто можно слышать скептическое отношение молодежи к так называемым “совкам”…

– С конца прошлого века граждане бывшего СССР переживали смену идентичности – очень болезненную и драматичную. Она связана не только с образованием новых государств, очень важны нравственные и социально-психологические проблемы. Поколению сегодняшних 30–40-летних в 1990-е годы было навязано негативное отношение к “совкам” – то есть к самим себе и своим родителям. Да и в борьбе за выживание в условиях хаоса далеко не все выдержали нравственное испытание и поверили в то, что нажива и деньги – это и есть истинная цель жизни. Свою роль сыграла агрессивная экспансия чуждой нашим традициям западной масс-культуры. Манòк сытости, материального достатка – опасный и разрушительный соблазн. А ведь потеря знаний о ценностях и традициях народов Евразии ведет к нравственной деградации.

– Какой должна быть политика в отношении воспитания молодежи?

– Я убедилась, что молодые люди сегодня очень нуждаются и быстро откликаются на обсуждение проблем фундаментального свойства, о которых почему-то мало говорят с ними: что такое совесть, честь и долг, стыд, милосердие, любовь и верность, коллективизм и взаимовыручка. О хорошем говорить почему-то считается скучно, а на деле – это труднее, чем делать имя на скандале и негативе. Увлечение всевозможными отрицаниями и очернением своей истории, превращение своего народа в постоянную жертву всевозможных притеснений и обид чрезвычайно опасно. Так мы рискуем в будущем стать не победителями, как наши предки, а побежденными. Необходимо широкое просветительское движение не только по ТВ, в печати, прямом разговоре. В Семипалатинском пединституте в 1970‑е годы преподавала историю КПСС еврейка Розалия Исааковна Чернакова. Когда она читала нам лекцию по Великой Отечественной войне, в аудитории стояла напряженная и возвышенная тишина – нравственное потрясение, эмоциональный подъем, гордость за Победу мы переживали вместе с ней, как один человек! И никакой политики в этом не было!

– Георгиевская, или гвардейская, лента сегодня стала яблоком раздора для тех, кто, надевая её на грудь, тем самым чтит память погибших, и тех, кто считает ее наследием имперского прошлого России…

– Комплекс неполноценности у некоторой части людей реализуется через отрицание, нетерпимость и агрессию, навязывание своих дурных представлений. Но большинство видит в ленте символ Победы над фашизмом и славы своих предков. Стоит напомнить, что лента появилась в 1943 году в оформлении ордена Славы и затем медали “За Победу над Германией”. С 2005 года ленту стали называть георгиевской, что ошибочно с точки зрения истории и геральдики, но психологически объясняет связь военно-исторических событий. Что оскорбительного в почитании героев прошлого? Полными кавалерами ордена Славы трех степеней с этой самой лентой были казахи – рядовой Жардем Супигалиев из Западного Казахстана, погибший в 1943-м, гвардии старшина Джаксымбек Унчибаев из Карагандинской области, рядовой Сарсенгали Ешбаев из Актюбинской области. Они по праву гордились своими наградами, как их родные и земляки. Среди полных кавалеров ордена с этой лентой 2 672 имени. Орден Славы III степени получили около миллиона, II степени – 46 тысяч. Они воевали за Отечество, а не за власть. СССР был их общим Отечеством, они спасли весь мир от фашизма. Что же, всех их предать?

– Вы изучали деятельность движения “Алаш-Орды”, казахского национального движения. Можно ли применять уроки прошлого к современным реалиям?

– Уроки прошлого на то и нужны, чтобы их учитывать. Программа движения “Алаш” многое предвосхитила, в том числе задачу создания политической нации как согражданства представителей всех этнических общностей и групп. Еще один важный урок: “Алаш-Орда”, расположившись в городе Алаш (Заречная слободка Семипалатинска), изначально и до конца своей деятельности воплощала и осуществляла функции центральной автономной власти на контролируемой территории. В сентябре 1918 года на основе образованного по инициативе Ж. Досмухамедова Уильского оляята было создано западное отделение “Алаш-Орды”. Это позволяло консолидировать и координировать действия на огромной территории, обеспечить единство представительства на переговорах с “белыми” и “красными” и в конечном счете единство власти и территории “Алаш” – будущей КАССР. Кроме того, решение о создании западной части автономии и её управленческих структур способствовало утверждению демократических принципов формирования и функций “Алаш-Орды”. Бесценно всё, что сделано алашордынцами для науки, образования, литературы, культуры. Демократию и свободу они понимали как ответственность, власть – как средство для ее достижения, а не цель. Нравственный облик Алихана Букейханова – это та высочайшая планка, о которой нельзя забывать. А их промахи обусловлены не столько персональными ошибками или программными просчетами, сколько экстремальными обстоятельствами, в которых оказались все народы бывшей Российской империи. Но копировать то, что было в прошлом, нецелесообразно да и невозможно. Изменились качество казахского общества и международная ситуация, Казахстан – динамично развивающееся государство с огромным потенциалом.