На дороге Степногорск – Жолымбет так мало асфальта, что в непогоду она практически непроходима. Облупившиеся глиняные домики на заросших диким бурьяном улочках, тонны мусора. Брошенные стройки многоэтажных домов. Прежние владельцы, управляя рудником почти десять лет, даже не пытались создать людям человеческие условия жизни.
Эта земля – по-прежнему одно из богатейших месторождений в мире. Хозяева “КазахАлтына” экономили на всем, в том числе и на охране собственных рудников. Ну, подумаешь, разворуют немного – на цены акций в Лондоне это никак не влияло. В результате в трех сотнях километров от столицы Казахстана возник Клондайк в стиле XIX века – со своими “черными старателями”, скупщиками золота, бандитами…
Сами себе старатели
На рудниках работает едва ли не треть взрослых жителей, другой работы в поселке нет. “Казахголд” платил сущие гроши, недовольных тут же выбрасывали на улицу. Потом на рудники и вовсе стали завозить иногородние бригады. А местное население все больше переходило на “подножную” добычу.
– Золото – это все, что у нас есть, – говорит житель села Жолымбет и “черный копатель” Андрей, – больше тут жить нечем. Золото добываем вручную, большого урона не причиняем…
По рассказам местных жителей, нелегально добывать золото тут начали после появления в 1990-х первых перекупщиков – выходцев с Кавказа. О нравах и обычаях местных “сватов” – “черных старателей” – “Караван” писал уже не раз. Например, хозяин одного частного дома в поселке выкопал лаз – прямо внутри сарая – и за деньги запускал искателей золота в собственную “шахту”.
Кто наживается?
Самые большие деньги, как всегда, получали криминальные посредники. Рассказывают, что в Жолымбете появилось довольно много весьма странных семей – будто бы живут они незаконной добычей золота, держатся дружно, а куда идут вырученные ими за золото деньги, можно только догадываться…
– Как-то в Жолымбет прибыли несколько десятков человек из соседних поселков, – говорит начальник охранной службы рудника “Жолымбет” Алексей ТЕРЕНТЬЕВ. – Кто-то нанял их, привез и провел в шахты. Люди несколько суток бродили по штольням без еды и воды. Их ожидала верная гибель за мешок руды, который стоит не больше тысячи тенге.
Но вот так, по крохам, только по официальным данным, за последние четыре года на рудниках ГМК “КазахАлтын” было украдено полторы тонны золота – по нынешним ценам примерно 60 миллионов долларов. В прошлом году за незаконную добычу золотосодержащей руды охрана задержала более четырех тысяч человек. Если легально в шахтах рудника посменно работают около 80 шахтеров, “левых” копателей порой набирается до полутысячи.
– С начала 90-х у рудников менялись владельцы, но основные производственные фонды почти не обновлялись, рентабельность производства снижалась, – говорит гендиректор по производству АО ГМК “КазахАлтын” Евгений БАЛАШОВ, – в последние годы производство и вовсе стояло.
В итоге вместо современного предприятия в стратегической отрасли Казахстан сегодня имеет полуразрушенную промзону советских времен, рассадник криминала и клубок судебных исков.
По Конституции Республики Казахстан, недра и содержащиеся в них полезные ископаемые находятся в государственной собственности. Значит, должны служить народу. Однако ни рабочие, добывающие золото, ни жители тех мест, где находятся золотые прииски, ни остальные граждане страны никакой пользы от огромного богатства не получают…Арсен НУРТАЗИН, Андрей ТЕРЕХОВ (фото), Астана – Степногорск
* * *
Золотые скандалы
Министерства и ведомства всегда верили обещаниям “КазахАлтын”– KazakhGold. Настолько, что никогда не проверяли их выполнение.
Скандал вокруг KazakhGold показал, что Мининдустрии, Минэкономики и прочие госструктуры оставили без внимания развитие целой отрасли, позволив владельцам “выкачивать” деньги из предприятий и выводить их за рубеж.
Напомним, российская компания “Полюс Золото” пытается отсудить в Высоком суде Британии у бывших владельцев KazakhGold, членов семьи Асаубаевых, более 450 миллионов долларов. В середине июля власти Казахстана отменили разрешение на продажу компании, заморозив сделку. В конце месяца финпол завел “дело” в отношении “Полюс Золота”. Новых владельцев обвиняют в мошенничестве в особо крупных размерах.
С каждым новым витком “золотого дела” стороны все больше разбирают “бумажную” сторону дела: кто кому что продал и кто кого при этом обманул. Но факт остается фактом: крупнейшее стратегическое предприятие страны было разорено, а потом продано иностранцам. Как это могло произойти?
Люди со связями
Практически все, чем сегодня владеет компания “КазахАлтын” (которая в свою очередь принадлежит “лондонской” KazakhGold), было создано еще в советское время. Месторождения золота в Степногорском районе Акмолинской области разрабатываются с 1930-х годов, в конце 1980-х они давали до 7,5 тонны золота ежегодно. В 1998 году компанию обанкротили, а через год ее приобрела фирма “Аскамснаб” за…155 миллионов тенге. Так крупнейшие золотые рудники Казахстана оказались в частной собственности семьи Асаубаевых.
Канат Асаубаев работал в Казахском политехническом институте, затем поучаствовал в управлении разными компаниями, в том числе “Казтрансойлом” и “Казахстан темир жолы”.
Новые владельцы обещали быстро поставить компанию на ноги. К 2012 году, заявлял г-н Асаубаев, “КазахАлтын” будет добывать более 30 тонн золота в год. Деньги на реализацию этих планов владельцы решили найти за рубежом. В 2005 году через вновь открытую в Англии фирму KazakhGold они продали на Лондонской бирже 25 процентов акций своей компании. Цены на золото росли уже много лет, поэтому спрос превысил миллиард долларов – в пять раз больше, чем ожидалось. Через год KazakhGold занял на той же бирже еще 200 миллионов долларов.
Вложили и выложили
Колоссальные деньги, как выяснится позднее, были быстро переведены в офшоры и вложены в совсем другие сферы бизнеса. Но этим никто не интересовался. Сведения о запасах и добыче компания предоставляла регулярно, сообщил “Каравану” заместитель председателя Комитета по геологии и недропользованию Мининдустрии Мурат САЙДУАКАСОВ. Все остальное “КазахАлтын” – KazakhGold считал коммерческой тайной.
– Эта компания не давала никаких данных о своей деятельности, – говорит заместитель гендиректора государственного Национального центра по комплексной переработке минерального сырья Мынжасар АЙСАУТОВ. НЦ КПМС готовил для правительства план развития цветной металлургии Казахстана, но даже для этой цели получить сведения о техническом состоянии фабрик и рудников “КазахАлтына” не удалось, отмечает он.
Об обещаниях построить до 2009 года в Казахстане еще три новые фабрики никто больше не вспоминал. Вместо этого владельцы приобрели месторождения в Румынии и Киргизии. Отечественный рудник “Васильевский” в Восточно-Казахстанской области, купленный компанией в 2005 году (добыча там чистого золота велась еще в советское время), так и не заработал. Минэкономики в 2007-м грозилось отозвать контракт на “Васильевский”, но так этого и не сделало… А на рудниках “КазахАлтына” уже в 2007 году началось падение добычи. К середине 2009 года (когда компанию купило “Полюс Золото”) производство золота сократилось в несколько раз, даже зарплату рабочим вовремя выдавать перестали.
Деньги увели на острова
Кроме долгов по зарплате “Полюс” получил изношенное оборудование и просроченные зарубежные займы. Теперь они пытаются отсудить у прежних собственников вдвое больше, чем заплатили, заявляя, что перед продажей показатели компании были попросту “дорисованы” в сторону увеличения.
16 июля в адрес “Каравана” пришло письмо от семьи Асаубаевых. В нем Канат Асаубаев заявляет: “Данные судебные разбирательства, возбужденные против меня и моей семьи, не имеют под собой никаких оснований… Мы категорически их отвергаем и готовы решительно оспаривать в суде”.
Однако рассказать о своих правах подробно, дав нашему изданию интервью, г-н Асаубаев почему-то отказался.
А неделю спустя Высокий суд Лондона арестовал имущество семьи Асаубаевых на сумму почти 500 миллионов долларов. Нашлось оно… на островах Джерси, Британских Виргинских, а также на острове Гернси.
Заметим, что от продажи 42 процентов акций KazakhGold прежним владельцам удалось выручить лишь 265,4 миллиона. А еще более 230 миллионов – это те деньги, которые должны были быть вложены в производство на территории Казахстана. Почему они оказались в Англии?
Почему добыча золота в Казахстане уже много лет снижается, где обещанные новые фабрики, новые технологии, новые рабочие места и налоги в бюджет? Эти неприятные вопросы наши чиновники золотопромышленникам, судя по всему, никогда не задают. Неужели боятся неприятных ответов?Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ
* * *
Из открытого письма коллектива АО “Горно-металлургический концерн “КазахАлтын”
...В течение всего 2008 и 2009 годов в концерне отсутствовали деньги на приобретение материалов, спецодежды, создание условий для безопасной работы, не говоря уже о каком-то развитии предприятия.
За девять последних месяцев работы помимо ремонта бытовых помещений и охраны труда мы увидели ремонт стволовых шахт на Бестобе и Жолымбете, строительство новых измельчительных и флотационных цехов на Бестобе, ремонт всех мельниц на Аксу… Однако сегодня мы узнали, что можем не получить зарплату за июль.
Председатель профсоюза “КазахАлтын” В. А. Степанов