В Шымкенте с начала весны потребители начали получать счета по оплате за электроэнергию по так называемому "лимитированному тарифу". Поясним, что "лимитированный тариф" - это когда на каждого потребителя отводится лимит в 70 кВт (для жителей негазифицированных квартир он несколько больше - 110 кВт на одного человека), который рассчитывается по прежней цене.
Все, что абонент "сжег" больше этого лимита - оценивается уже по более высокому тарифу. Уточним, тариф на "лимитные" 70 киловатт на человека составляет 10,23 тенге, все что выше - 12,36 тенге/кВт.
Вообще, история введения дифтарифов в Казахстане началась в прошлом году, когда Агентством по регулированию естественных монополий были утверждены два их вида: первый, вышеописанный тариф по объему потребления (или лимиту), и второй - "по зоне суток", т.е. когда дневное электропотребление оценивалось выше ночного.
При этом, как указывал тот же АРЕМ, рядовой потребитель вправе сам выбирать, какой тариф ему использовать, и даже может вообще остаться на прежнем "фиксированном тарифе", цены которого за киловатты не изменилась (пока еще).
Правда, тот же АРЕМ в обязательном порядке потребовал, чтобы все коммерческие и юридические лица строго были переведены на дифтариф "по зоне суток" уже до 1 мая 2010 года.
Здесь также отметим, что тарифы "по зоне суток" делятся с 7-00 до 23-00 часов - 13,6 тенге, (дневной тариф), с 23-00 до 7-00 по 3,29 тенге (ночной тариф).
Для того, чтобы "удовлетворить" требования нового тарифа, предприятиям необходимо устанавливать специальные электросчетчики, которые "умеют" считать потребление электричества с учетом времени. В настоящее время такие счетчики стоят от 15-50 тыс. тенге.
И вот в Шымкенте местный департамент Агентства по регулированию естественных монополий в жесткой форме потребовал от энергетиков вести уже с начала года всеобщее начисление по дифтарифу. В противном случае АРЕМ угрожает энергетикам судебными разбирательствами. Удивительно, но в энергетики (для которых в общем-то использование дифтарифов как бы выгодно) далеко не сразу поспешили выполнять предписание. И лишь после вторичного обращения АРЕМ, сам направили петицию в областной акимат. Где, в частности, сообщили: "Доводим до сведения руководства ЮКО, что во избежание ответственности за неисполнение предписания уполномоченного органа (АРЕМ), ТОО "Энергопоток" с 1 марта 2010 года выставляет квитанции потребителям по дифференцированным тарифам в зависимости от объемов потребления (по лимиту). Полагаем, что наши действия повлекут за собой общественный резонанс, так как нарушается право потребителя - физического лица, на выбор тарифа".
Вот тут подходим к самому интересному. Хоть АРЕМ и разработал новые дифтарифы, но, повторимся, в законе "Об электроэнергии" все еще остается четко прописано, что физические потребители сами вправе выбирать, по какому тарифу им вести оплату.
Так почему же АРЕМ требует ввести тариф, в то время как даже электроснабжающие организации им не рады? (А энергетики и вовсе выдают в местной прессе развернутые материалы, в которых четко объясняется, что незаконный переход на дифтарифы для рядового потребителя энергослужбы вынуждены проводить из-за нажима со стороны уполномоченной госструктуры - того самого АРЕМа).
В Южно-Казахстанском АРЕМ руководство категорически избегает давать комментарии по поводу незаконного лоббирования дифтарифов, попросту скрываясь от журналистов. Хотя ответ в общем-то ясен: местные АРЕМы попросту выполняют приказ своего головного офиса.
Дело в том, что в прошлом году председатель Агентства по регулированию естественных монополий Анатолий Шкарупа заявил что по подсчетам его ведомства, введение дифтарифов приведет к невиданной экономии. Дескать, только в Алматы эффект составит порядка 240 млн. тенге. Анатолий Шкарупа был убедителен и логичен: при остром энергодефиците главная цель состоит в борьбе за экономное расходование электричества. А его как раз-таки можно достичь, заставляя потребителей платить больше за превышение лимита. Очень похвально, что г-н Шкарупа, являясь председателем АРЕМ, еще и решает проблемы энергодефицита в стране. Что, кажется, не входит в его функции.
Хотя в данном случае усматривается факт обыкновенного навязывания налогоплательщикам повышенного тарифа, в результате которого потребителям придется переплачивать огромные суммы. И эти, по сути незаконные миллионы, г-н председатель декларирует как результат эффективной работы своего ведомства!
Отчего у нас упорно считают, что главный показатель государственной работы - нахождение новых способов заставить население экономить или переплачивать?