Странно и потому, что мы вырвались далеко вперед по росту заболеваемости этим недугом. И потому, что государство, в общем-то, немало делает для профилактики и лечения граждан, почему бы не продолжить эти дела вместе с соседями?
Тем более что Центр диабета при Всемирной Организации Здравоохранения заявляет о грядущем цунами диабета, способном свести на нет все усилия национальных систем здравоохранения и привести к кризису охраны здоровья в глобальном масштабе. И после принятия резолюции ООН страны СНГ на межпарламентской ассамблее решили заключить соглашение по борьбе с сахарным диабетом.
В прошлом году, во Всемирный день борьбы с диабетом, на встрече глав правительств стран СНГ в Кишиневе, подписание Соглашения представителями нескольких государств состоялось. Только подписи представителя нашей страны в этом документе не появилось.
Наталья Тукалевская, уже двенадцать лет возглавляющая Казахстанскую диабетическую ассоциацию, сожалея об этом, все же надеется, что недоразумение будет исправлено. Соглашение предполагает большее участие государства в профилактике и лечении больных эпидемией века. В нем рекомендуется утверждать долгосрочные комплексные национальные программы для профилактики диабета и его осложнений, подтверждается намерение сотрудничать в разработке и внедрении новых методов лечения.
Мир объединяется перед угрозой этой коварной пока неизлечимой болезни не для формальностей. Сейчас на планете уже 250 миллионов людей больны сахарным диабетом. По словам Натальи Тукалевской, в нашей республике особенно заметно увеличение темпов роста его распространения. Если в 1995 году на 100 тысяч населения было зарегистрировано 35, 2 впервые выявленных больных сахарным диабетом, то в 2007-ом - 115, 8 больных. Наибольший пик - 133 случая на 100 000 населения - был зарегистрирован в 2006 году.
По официальным данным, сейчас в стране около 1,5 процента населения страны страдает диабетом. Но исследования и скрининги показывают, что фактическое количество больных сахарным диабетом может достигать пяти-семи процентов всего населения. Такова и международная статистика.
Особую тревогу медиков и общественных организаций вызывает тот факт, что все чаще диабет диагностируется у совсем маленьких детей. Не так давно в Астане были обследованы 1200 школьников. Исследования показали, что 33, 05 процента девочек и 39,2 процента мальчиков имеют повышенное содержание глюкозы в крови. Врачи-эндокринологи взяли этих детей под наблюдение.
Именно ранней диагностики и не хватает для того, чтобы вовремя распознать признаки болезни. Известно, что более 90 процентов пациентов с этим диагнозом имеют второй тип сахарного диабета. А он чаще всего диагностируется сейчас через 8-9 лет после начала заболевания, когда больной пришел в поликлинику или попал в стационар уже с осложнениями, вызванными диабетом, и часто ему уже требуется инсулинотерапия.
Опасно, что диабет разрушает весь организм в целом, вызывая различные заболевания. Причем осложнения на фоне сахарного диабета лечатся сложнее, и стоимость лечения растет многократно. Подсчитано, что лечение диабета первого типа без осложнений в 12 раз дешевле, чем его лечение с осложнениями. А при сахарном диабете типа 2 эта разница еще больше - в 24 раза.
Несвоевременно отражает количество поставленных на учет пациентов, считают в Диабетической ассоциации, и регистр сахарного диабета. Мешают недостаточная компьютеризация медучреждений, отсутствие компьютерной грамотности у медиков и большая их загруженность. К тому же больных с осложнениями (к примеру, гангреной или инфарктом, вызванным диабетом) относят к другим группам пациентов.
- Невысокую статистику заболеваемости сахарным диабетом мы связываем с низкой продолжительностью жизни, - говорит президент Ассоциации, - казахстанцы с диагнозом "сахарный диабет" живут гораздо меньше, чем пациенты в европейских странах. При диабете в два-четыре раза выше, чем при других заболеваниях, частота инфарктов, в десять раз чаще слепота, в двадцать раз чаще гангрена, в два раза выше смертность и на 10-20 процентов ниже продолжительность жизни.
В ассоциации признают, что с 2000 года, когда была принята комплексная программа "Диабет", больные лучше стали обеспечиваться сахароснижающими препаратами, средствами контроля диабета, увеличилось финансирование на приобретение инсулинов. За последние восемь лет выделяемые из республиканского бюджета на эти цели средства возросли в восемь раз. Уже третий год по решению правительства ведется закуп средств самоконтроля для пациентов с сахарным диабетом, принимающих инсулин. Правда, отмечает Наталья Тукалевская, в связи с этим в регионах стали считать, что их обязательства выполнены, и в результате более 115 тысяч больных сахарным диабетом типа 2 остались без контроля уровня глюкозы в крови, то есть лечение проводилось вслепую. Но с прошлого года облздравы вновь начали закупать тест-полоски дополнительно к республиканскому закупу.
Ухудшает качество медпомощи и снижает эффективность затрат государства нехватка эндокринологов, особенно в сельской местности. Стало практикой совмещение функций терапевта и эндокринолога во многих районных и городских клиниках. Не хватает кадров как в первичном медицинском звене, там, где идет раннее выявление болезни, так и врачей-эндокринологов (по данным Ассоциации, дефицит составляет 70 процентов от потребности). Мало и медицинских сестер этого направления, нередко врачи ведут прием без их помощи, выполняя не свои функции в ущерб врачебным. Поэтому остается высокой смертность и инвалидизация от этой болезни, особенно среди людей трудоспособного возраста.
- Успех медицинского лечения зависит от качества, количества и своевременности применяемых препаратов, - отмечает Наталья Тукалевская. - Но у нас пока недостаточно закупается аналогов инсулина, тогда как Евросоюз уже к 2010 году переходит полностью только на аналоги, так как это сокращает развитие осложнений от 8 до 30 процентов. Продолжают оставаться платными и препараты по профилактике и лечению осложнений при амбулаторном обслуживании.
Специфика болезни такова, что до 80 процентов осложнений можно предотвратить грамотными действиями врача и пациента, то есть, увеличить продолжительность полноценной жизни. Хорошее обучение пациентов позволяет даже сокращать количество применяемых сахароснижающих препаратов. Но у нас в основном формально работают школы диабета в поликлиниках и всего один на всю страну эндокринологический диспансер, расположенный в Шымкенте. (В Узбекистане, например, в каждой области работают диабетические диспансеры). Нет также центров по реабилитации пациентов с сахарным диабетом, центров диабетической стопы, центров по обучению навыкам жизни с этой болезнью.
В Ассоциации предлагают принять государственную программу по сахарному диабету с разделами: "Диабет и детство", "Диабет и беременность", "Профилактика осложнений сахарного диабета".
Есть понимание этой проблемы в Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан, в Комиссии по здравоохранению и демографии Социального Совета при фракции НДП "Нур Отан" в Мажилисе Парламента, где недавно обсуждались все эти вопросы.
И некоторые из них звучат так: зачем приобретать дорогостоящее оборудование, если на нем некому работать? И для чего увеличивать государственные средства на лекарства, если не хватает врачей, которые должны их грамотно назначать?