Режиссер: Шейн Экер.
Персонажей озвучили: Элайджа Вуд, Дженнифер Конелли, Кристофер Пламмер, Джон Си Райли, Мартин Ландау – англоязычный вариант;
Константин Хабенский, Тутта Ларсен, Геннадий Хазанов, Валерий Золотухин, Александр Пушной, Владимир Турчинский, Guf – русскоязычный вариант.
В 2005 году Шейн Экер, ранее работавший аниматором спецэффектов ленты “Властелин колец: возвращение короля”, снял короткометражный мультфильм. Под названием “9”. Мультик номинировали на “Оскар”, но статуэтку он не получил. Однако запомнился. В итоге создание полнометражной версии стало делом времени, тем более что мульт понравился самому Тиму Бертону. К проекту подключились – также в качестве продюсеров – Джим Лемли и Тимур Бекмамбетов, и закрутилось-завертелось. Вот только превзойти своего “родителя” полнометражному “9” так и не удалось.
…Один гениальный ученый в одной тоталитарной стране придумал искусственный разум. Довести свою разработку до ума ученому не дали, заставив машину трудиться над созданием других машин – боевых. В итоге тоталитарная страна с подачи своего канцлера поработила весь мир, но тут машины восстали против людей и всех их поубивали. Перед прощанием с этим бренным миром тот самый ученый сделал девять тряпичных кукол, буквально вдохнув в них жизнь. У каждой куклы свое предназначение, но у 9-й особая миссия. О которой он, правда, забыл.
“Девять” позиционировался в сознании зрителя как проект более чем многообещающий. Все-таки известная короткометражка (ее легко найти в Сети), громкие имена продюсеров, необычная техника исполнения – если кто не в курсе, “Девять” – мультфильм не целиком компьютерный, а кукольный. По той же технике Бертон создавал “Труп невесты”. Однако настоящим откровением или хотя бы просто выдающимся творением “Девять” не стал.
При этом технически мультфильм выполнен на высочайшем уровне, исполнение просто на пять с плюсом! Фантазии создателей можно только позавидовать – это относится и к внешнему виду пронумерованных кукол, и к нарисованной картине возможного апокалипсиса, и особенно к собранным искусственным интеллектом машинам-убийцам.
Но отсюда же проистекают и проблемы фильма. Для детей “Девять” – слишком жесткое и жестокое зрелище. Один вид останков женщины с младенцем чего стоит! Для взрослых в мульте излишне примитивные мораль и диалоги.
Поначалу кажется, что Экер создает кукольную проекцию общества – с воинствующим духовенством, гонимыми учеными, отверженными и сумасшедшими, послушным народом и, конечно, мессией. Однако мысль эта не развивается, а, напротив, сворачивается в угоду сюжету. Какая-никакая сатира вдруг превращается в слезливую мелодраму о семейных ценностях и превалировании душевного над материальным. На кого все эти прописные истины рассчитаны, не слишком понятно. Ну а уж идея о восстании машин против людей сама по себе настолько вторична, что делать упор на нее как минимум несолидно.
Интересный факт
“Девять” – первый продюсерский опыт Тимура Бекмамбетова в Голливуде. Даже в проекте “Особо опасен” он был “лишь” режиссером.
Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 7,3 из 10.
Оценка автора – 7,5 из 10.
Иллюстрация с сайта www.film.ru
Дмитрий МОСТОВОЙ