Девятый мессия

Режиссер: Шейн Экер.

Персонажей озвучили: Элайджа Вуд, Дженнифер Конелли, Кристофер Пламмер, Джон Си Райли, Мартин Ландау – англоязычный вариант;

Константин Хабенский, Тутта Ларсен, Геннадий Хазанов, Валерий Золотухин, Александр Пушной, Владимир Турчинский, Guf – русскоязычный вариант.

В 2005 году Шейн Экер, ранее работавший аниматором спецэффектов ленты “Властелин колец: возвращение короля”, снял короткометражный мультфильм. Под названием “9”. Мультик номинировали на “Оскар”, но статуэтку он не получил. Однако запомнился. В итоге создание полнометражной версии стало делом времени, тем более что мульт понравился самому Тиму Бертону. К проекту подключились – также в качестве продюсеров – Джим Лемли и Тимур Бекмамбетов, и закрутилось-завертелось. Вот только превзойти своего “родителя” полнометражному “9” так и не удалось.

…Один гениальный ученый в одной тоталитарной стране придумал искусственный разум. Довести свою разработку до ума ученому не дали, заставив машину трудиться над созданием других машин – боевых. В итоге тоталитарная страна с подачи своего канцлера поработила весь мир, но тут машины восстали против людей и всех их поубивали. Перед прощанием с этим бренным миром тот самый ученый сделал девять тряпичных кукол, буквально вдохнув в них жизнь. У каждой куклы свое предназначение, но у 9-й особая миссия. О которой он, правда, забыл.

“Девять” позиционировался в сознании зрителя как проект более чем многообещающий. Все-таки известная короткометражка (ее легко найти в Сети), громкие имена продюсеров, необычная техника исполнения – если кто не в курсе, “Девять” – мультфильм не целиком компьютерный, а кукольный. По той же технике Бертон создавал “Труп невесты”. Однако настоящим откровением или хотя бы просто выдающимся творением “Девять” не стал.

При этом технически мульт­фильм выполнен на высочайшем уровне, исполнение просто на пять с плюсом! Фантазии создателей можно только позавидовать – это относится и к внешнему виду пронумерованных кукол, и к нарисованной картине возможного апокалипсиса, и особенно к собранным искусственным интеллектом машинам-убийцам.

Но отсюда же проистекают и проблемы фильма. Для детей “Девять” – слишком жесткое и жестокое зрелище. Один вид останков женщины с младенцем чего стоит! Для взрослых в мульте излишне примитивные мораль и диалоги.

Поначалу кажется, что Экер создает кукольную проекцию общества – с воинствующим духовенством, гонимыми учеными, отверженными и сумасшедшими, послушным народом и, конечно, мессией. Однако мысль эта не развивается, а, напротив, сворачивается в угоду сюжету. Какая-никакая сатира вдруг превращается в слезливую мелодраму о семейных ценностях и превалировании душевного над материальным. На кого все эти прописные истины рассчитаны, не слишком понятно. Ну а уж идея о восстании машин против людей сама по себе настолько вторична, что делать упор на нее как минимум несолидно.

Интересный факт

“Девять” – первый продюсерский опыт Тимура Бекмамбетова в Голливуде. Даже в проекте “Особо опасен” он был “лишь” режиссером.

Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 7,3 из 10.

Оценка автора – 7,5 из 10.

Иллюстрация с сайта www.film.ru

Дмитрий МОСТОВОЙ