«Девять гробов в одной машине» - работники ритуальных услуг рассказали страшные подробности о перевозке трупов во время карантина

Два работника сферы ритуальных услуг из Алматы рассказали корреспонденту Сaravan.kz, что для них изменилось во время карантина.

Яков занимается перевозкой тел (груз 200) по городам Казахстана и в другие страны.

- В основном отвозим на запад, в Россию и на Украину, на восток стараемся не ездить, потому что очень плохие дороги, цена от этого выше, - начинает наш разговор Яков. - В других странах у меня есть машины на той стороне, сотрудничаю с заграничными фирмами. Когда у меня есть заказ, довожу до актюбинской или уральской границы, попадаю на нейтральную территорию, перегружаю тело и уезжаю.

- Сколько времени тело может провести в дороге и не испортиться?

- В последний раз ехало трое суток, и при хорошей бальзамации это нормально. При плохой – нет. Недавно был скандал: отвозили в Армению тело знаменитого шахматиста. Отправляли из нашего судебного морга, взяли хорошие деньги, а тело попало в Москву к моим парням, и они ужаснулись. Всё пришлось переделывать и только потом везти в Армению. Всё из-за безалаберных бальзаматоров. Чтобы найти хорошего, нужно обращаться не к тем, которые работают при моргах, иначе потом концов не найдёшь. Лучше к частным.

- Как изменилась ваша работа с введением карантина?

- На границах проблемы. В последний раз, когда возили на Украину, вышло нормально, а в Россию пробиваемся с боем. Как-то стояли двенадцать часов, пограничники не пускали тело своего же гражданина. С горем пополам перегружаемся на третьи машины, грузовики и переправляем в Россию. В Астане тоже дурдом, по четыре часа транзитом стоишь, и никому не важно, похороны или не похороны.

- Как изменилось настроение клиентов?

- У людей туго с деньгами, а переправка тел недешёвая. Мы не поднимали цены, как исполнители по машине, но агентства могли эти сделать. Изменилась ситуация с сопровождением. Я стараюсь не брать с собой родственников, а только тело, но бывает, приходится. Это обычно мусульмане, им положено, а теперь они застревают в другом городе. В марте после карантина отвозил в Петропавловск, и со мной были три клиента. Я их предупреждал, что они обратно не уедут, так и вышло – больше месяца после этого там сидели. Недавно звонит клиентка и говорит, что в другом городе у неё умерла мама, просит отвезти на похороны. Но мы не можем за такое браться, нас же пропускают только из-за груза 200, а когда обратно едем, никого не берём, хотя люди просят, голосуют, на середину дороги иногда выходят. Никто по трассе не берёт пассажиров. Зато проблем с проверками нет: люди относятся с пониманием, может, из-за суеверия. Иногда даже не смотрят, что в машине.

- Как часто вам заказывают отвезти тело на кремацию?

- В Казахстане крематории запрещены, поэтому вожу в Новосибирск. В этом году с января по март у меня было семь поездок, последняя как раз вечером 16 марта. Обычно в год в Алматы 15-20 заказов, это очень мало. Во время карантина это вообще невозможно – нужна категория C, чтобы пускали в Россию. Если нанимать вторую машину, цена станет ещё выше, а кремация и без того недешёвая.

- Почему вы выбрали такую работу?

- Работаю давно, с 2004 года, лет десять мотаюсь по межгороду. Однажды съездил с другом на машине в Семей и заразился дорогой, как дальнобойщик. Дня через три, когда приехал из рейса, снова руки чешутся. Но многие другие работают в этой сфере потому, что заказы получаются крупные и стоят больше, чем внутри одного города.

Альберт занимается не только грузом 200, но и ритуальными услугами по Алматы.

- С какими трудностями вы сталкивались до карантина?

- Ну, например, иногда клиенты нам звонят, договариваются, а когда человек уже умирает, к ним приезжают другие ритуальные услуги, и выбирают их. Часть компаний покупает информацию об умерших в скорой помощи или в полиции и приезжает раньше, а мы только по вызову работаем. Такие услуги в три раза дороже, у нас минимальный комплекс 45 тысяч тенге, а у них 150 тысяч то же самое. Такие фирмы накидывают цену, потому что нужно отбить сумму, которую отдали за информацию, и клиенты платят больше.

- Как изменилась ваша работа с введением карантина?

- Теперь выполнение одного заказа занимает не полдня, как обычно, а двое-трое суток. Нужно ждать результата на коронавирус, поэтому процесс удлиняется. Ещё сейчас совсем немного людей приходит на похороны, а раньше за нами иногда ехали двадцать машин. С перевозкой тел в другие страны тоже проблемы: приходится по каждой стороне везти разным людям. Перегружаться можно теперь только на нейтральной зоне. Хорошо, что знаем и сотрудничаем со многими российскими ритуальными компаниями. Мне недавно прислали фотографию, на которой девять цинковых гробов в одной машине – в Грузию перевозили.

- Ваши цены изменились во время карантина?

- Только на междугородные перевозки, потому что раньше отправляли самолётом. И теперь я понимаю, что это было очень дёшево. А на автомобиле 3-4 тысячи километров получается дорого, всегда с машиной так на больших расстояниях. К тому же на двух сторонах работают две разные машины.

- Что ещё изменилось для клиентов?

- Раньше мы доезжали до пункта назначения и оставляли сопровождение вместе с телом, а теперь сразу договариваемся о том, как повезём назад. Ждём день, пока пройдут похороны, потому что по-другому клиенты не уедут. В остальном всё - как раньше, у нас даже количество заказов осталось примерно тем же.

Напомним, недавно алматинец поведал, как хоронил отца во время карантина.